Оценка состояния конкурентной среды по видам бытовых услуг
Ремонт и пошив обуви
Услуги по ремонту обуви оказывают более 150 цехов, основным потребителем которых является население с невысоким уровнем доходов.
Количество предприятий по пошиву обуви в последние годы резко сократилось. Причина - в насыщении потребительского рынка готовой обувью разнообразного ассортимента и ценовых категорий. Данный фактор предполагает, что услугами по пошиву обуви пользуются лица, не имеющие возможности приобретать готовую обувь.
В городах и улусных центрах республики, насыщение рынка готовой обувью определило тенденцию к резкому снижению спроса населения на сложный ремонт, реставрацию, окраску обуви. Это в свою очередь привело к росту сети мелких предприятий по ремонту обуви, оказывающих ограниченный перечень услуг и располагающихся в киосках, на небольших площадях в предприятиях иного профиля.
В сельских улусах услуги по пошиву обуви недостаточно развиты, из-за сезонного характера работ, где основную долю занимает пошив, замена и подшивка подошвы меховой обуви. В основном данный вид услуг оказывается физическими лицами "нелегально".
Пошив и ремонт одежды
В республике услуги по пошиву и ремонту швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и трикотажных изделий являются наиболее востребованным видом услуг. В последние годы спрос на услуги заметно возрос. В настоящее время наблюдается тенденция к предпочтению одежде, в том числе национальной, индивидуально пошитой в ателье, также высоким спросом пользуются ремонтные виды работ.
Однако в целом потребность населения в этих услугах недостаточно удовлетворена. Не хватает предприятий, обеспечивающих население со средним достатком, также небольших ремонтных мастерских. В городах отсутствуют Дома моделей, ориентированных на пошив эксклюзивных моделей. Кроме того, необходимо отметить недостаток квалифицированных специалистов - модельеров, портных, швей.
Услуги парикмахерских
Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в данный бизнес составляет не более 2 лет.
В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, салоны красоты, особенно в крупных городах. Реализация данного вида услуг организована во всех улусах, кроме Аллаиховского и Анабарского. Слабо развиты услуги парикмахерских в Абыйском, Булунском, Верхневилюйском, Вилюйском, Горном, Жиганском, Момском, Нижнеколымском, Оленекском, Среднеколымском, Сунтарском, Томпонском, Эвено-Бытантайском улусах.
Фотоуслуги
За последние годы в крупных городах республики на рынке фото-услуг наблюдается переход на цифровые технологии, позволяющие предоставлять эти услуги в современном формате. Наибольшим спросом у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, проявке пленок и изготовлению любительских фотографий. При этом, недостаточно развита художественная фотография, что требует от мастера высокого уровня профессионализма, качества услуг.
В связи с тем, что в улусах с количеством жителей менее 5 тысяч организация услуг фотоателье нерентабельно, в Аллаиховском, Анабарском, Момском, Оленекском, Эвено-Бытантайском улусах фото-услуги оказывают редакции газет, действуют приемные пункты ОАО "Сахателеком" и ФГУП "Почта России".
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов
В республике услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий остро востребованы населением. Данный вид услуг сегодня предоставляют более 130 объектов, что недостаточно для удовлетворения потребностей населения. Широкий ассортимент и высокий технический уровень современной бытовой техники требуют соответствующего уровня подготовки кадров, что в настоящее время является одной из основных проблем. Отсутствует организованная форма обслуживания в Аллаиховском, Верхнеколымском, Горном, Жиганском, Нижнеколымском, Таттинском, Усть-Алданском, Томпонском, Эвено-Бытантайском улусах.
Объем реализации услуг возрос с 54,9 млн. рублей в 2002 году до 213,5 млн. рублей в 2008 году. Каждый житель республики затратил в год в среднем 110,0 рублей. В общем объеме реализации бытовых услуг доля услуг по ремонту бытовой техники составляет 5,6%.
В сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры, имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и музыкальных центров. Таких центров в республике немного, однако, чтобы услугами таких предприятий смогли воспользоваться все жители республики, необходимо развивать сеть приемных пунктов в улусах. В настоящее время такие приемные пункты действуют в Заречных и Вилюйских группах улусов, где мелкий ремонт оказывается на местах.
Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств
Объем реализации услуг вырос с 140,08 млн. рублей в 2002 году до 1336,4 млн.рублей в 2008 году. Каждый житель республики затратил в год в среднем 1340 рублей. В общем объеме реализации бытовых услуг доля услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств составляет 34,9 %.
Рынок технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств в республике растет быстрыми темпами. Доминирующее положение на рынке автосервисных услуг занимают субъекты малого предпринимательства. Ежегодно пополняется парк автомобилей, находящихся в личной собственности граждан. Как правило, это подержанные автомобили. Следовательно, это ведет к увеличению числа потребителей, обращающихся к автосервисным услугам. Количество автосервисных предприятий увеличивается с каждым годом, но также растет и число непрофессиональных и незарегистрированных (не имеющих сертификаты) мастерских, расположенных в частных гаражах. Предоставляемые услуги в большинстве своем узкоспециализированные. Нет крупных станций технического обслуживания, оказывающих полный перечень услуг, располагающих современным технологическим оборудованием.
Услуги бани
Услуги бань и душевых относятся к социально значимым видам услуг. Объем реализации услуг вырос с 17,7 млн. рублей в 2002 году до 73,6 млн. рублей в 2008 году. Каждый житель республики затратил в год в среднем 80,0 рублей. В общем объеме реализации бытовых услуг доля услуг бань и душевых составляет 1,9 %. Организованная форма услуги бани развита в основном только в улусных центрах и городах. Жители маленьких поселений строят бани на территории своих подворий, и некоторые из них предоставляют в аренду свои бани соседям. В республике бани общего пользования функционируют в большинстве улусах, кроме Верхнеколымском, Оймяконском, Усть-Майском, Усть-Янском улусах. В крупных городах действуют банно-оздоровительные комплексы и сауны.
Основными проблемами в развитии рынка бытовых услуг являются:
общее снижение численности населения в северных улусах;
нежелание неформального сектора легализовать бизнес, как из-за опасения налоговых последствий, так и в связи с наличием постоянного места работы лиц, занимающихся предоставлением бытовых услуг;
сокращение рынка услуг по ремонту бытовой техники, поскольку цены на ремонт достаточно высокие, а так же в силу быстрого морального износа бытовой техники, недостаток квалифицированных кадров;