Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Оценка состояния конкурентной среды на рынке фармацевтической и медицинской продукции


Лекарственное обеспечение является одной из важнейших составляющих здравоохранения. Его основными структурными звеньями являются управление фармацевтической деятельностью, промышленное производство лекарств, изготовление лекарств в аптеках, оптовая и розничная реализация лекарственных средств, в том числе наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих препаратов и этилового спирта.

Фармацевтический рынок Республики Саха (Якутия), по состоянию на октябрь 2009 года представлен 200-ми аптечными организациями, имеющими статус юридического лица и индивидуальными предпринимателями, в том числе:

государственные унитарные предприятия и ОАО со 100 % долей в уставном капитале государства -15 организаций;

муниципальные унитарные предприятия - 27 аптечных организаций;

образованные индивидуальными предпринимателями - 71;

другие формы собственности - 83 аптечные организации.

Из них количество организаций имеющих аптечные сети (два и более аптечных учреждения) - 61 организация, включая образованные индивидуальными предпринимателями.

Оптовый сегмент в республике представлен предприятиями: ОАО "Сахафармация", ООО МО "Аист", филиалы ЗАО "Роста", ЗАО НПК "Катрен", ООО "ФФ Рослек".

В целях реализации государственной политики в области развития отечественной фармацевтической промышленности и для обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения республики эффективными и безопасными лекарственными средствами в республике Указом Президента Республики Саха (Якутия) в 2005 году создан завод по производству инфузионных растворов ГУП "Сахамедпром" РС(Я). В марте 2008 года получена лицензия на производство лекарственных средств. На сегодняшний день заводом освоен выпуск растворов глюкозы 5% и 10% для инъекций, а также натрия хлорида изотонического 0,9%. В ближайшей перспективе расширение ассортимента инфузионных растворов. С 2010 года планируется выпуск новых лекарственных средств: Повидон-Саха (Неогемодез), раствора Рингера. Продукция завода 100% удовлетворяет потребности республики в данных инфузионных растворах.

Развитие фармацевтического рынка Республики Саха (Якутия) в последние годы происходит постепенно, повторяя тенденции, характерные для всех регионов Российской Федерации.

При общем росте количества аптек частный сектор превалирует по отношению к государственному. При этом рыночное развитие государственных, муниципальных аптечных предприятий отстает от частных аптечных учреждений, по причинам их низкой конкурентоспособности, заработная плата аптечных работников госсектора проигрывает по сравнению с доходами частного сектора, что приводит к снижению кадрового потенциала госсектора.

Существует проблема лекарственного обеспечения населения, проживающего на селе, в Арктических и Северных районах, отдаленных труднодоступных населенных пунктах. Республика Саха (Якутия) является самым крупным северным регионом Российской Федерации. Суровые климатические условия, огромная площадь территории, низкая плотность населения (01-0,9 чел. на 1 кв. км.), неравномерность заселения, сложное и затратное транспортное обеспечение, высокие издержки на содержание инфраструктуры и реализации социальных функций, низкая укомплектованность фармацевтическими кадрами.

Ранее проблема лекарственного обеспечения данной категории жителей решалась посредством допуска специалистов с медицинским образованием к фармацевтической деятельности (Приказ Министерства здравоохранения СССР от 22 декабря 1989 года N 673 "О порядке лекарственного обеспечения населения"). На уровне Минздравсоцразвития России проводится активная работа по решению данной проблемы, на сегодня разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4,32,33 Федерального закона "О лекарственных средствах", который подразумевает возможность розничной торговли лекарственными средствами лицами с высшим или средним медицинским образованием, работающими в отделениях общей врачебной (семейной) практики, сельских врачебных амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные учреждения, но, несмотря на это вопрос пока остается не решенным.

На качество оказания лекарственной помощи влияют длительные сроки доставки медикаментов из Якутска в Арктические и Северные улусы авиатранспортом.

Сохраняется объективный дефицит финансовых средств, связанный в первую очередь с хроническим недофинансированием всей системы здравоохранения, в том числе на приобретение лекарственных средств. Установленный тариф на медицинские услуги в системе ОМС, включающий и расходы на приобретение медикаментов не соответствует фактической потребности, в соответствии с установленными стандартами лечения.

Наличие дефицита собственных оборотных средств в аптечных учреждениях, в том числе для обеспечения минимального обязательного ассортимента лекарственных средств.

Недоступность использования кредитных ресурсов аптечными учреждениями республики.

Увеличение расходов аптечных учреждений, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, связанных с производственными функциями (содержание производственных помещений, площади которых регулируются отраслевыми стандартами и нормативно-правовыми актами), обеспечение населения и ЛПУ наркотическими и психотропными веществами, реализация государственных программ по лекарственному обеспечению льготной категории граждан.