Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Оценка состояния конкурентной среды на рынке нефтепродуктов


Схожая ситуация сложилась на рынке нефтепродуктов. В отсутствие собственной нефтепереработки, весь объем светлых нефтепродуктов для нужд республики завозится централизованно из-за её пределов.

Организация производства собственных нефтепродуктов затруднена в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры и относительно малым потреблением недостаточным для выхода на рентабельный уровень предполагаемых проектов по производству нефтепродуктов из нефти и газа.

На территории Республики Саха (Якутия), согласно представленным вышеуказанными хозяйствующими субъектами сведениям, размещено 164 АЗС по вышеперечисленным хозяйствующим субъектам; в крупных административных центрах республики расположено 26,85% (при этом объемы реализации составляет 54%) , в том числе: г. Якутск - 26 АЗС (15,9%), МО "Мирнинский район" РС(Я) - 3 АЗС (1,85), МО "Нерюнгринский район" РС(Я) - 15 АЗС (9,1 %), в остальных тридцати муниципальных образованиях расположено 120 АЗС или 73% (при этом объемы реализации составляет 46%).

В остальных муниципальных образованиях количество транспортных средств по всем видам транспортных средств составляет 40%.

Основными барьерами входа на розничный рынок реализации нефтепродуктов являются экономические барьеры, связанные со спецификой Северного завоза:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложении;

ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

сезонная ограниченная транспортная доступность и сложившаяся за предшествующие годы транспортная схема завоза топлива.

Кроме того, к экономическим ограничениям можно отнести преимущества ОАО "Саханефтегазсбыт" перед другими участниками рынка - это наличие большого количества нефтебаз и АЗС расположенных почти на всей территории республики. Предприятие является практически единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по приему, складским операциям и хранению нефтепродуктов, все остальные участники рынка вынуждены приобретать данные услуги только у ОАО "Саханефтегазсбыт", неся дополнительные расходы, включаемые в розничную цену бензина и дизельного топлива.

Таким образом, по уровню концентрации, региональный розничный рынок реализации нефтепродуктов относится к типу высококонцентрированных и является свидетельством того, что реализация на розничном рынке нефтепродуктов является монополизированной отраслью.

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.

Основными барьерами входа на розничный рынок реализации нефтепродуктов являются экономические барьеры, связанные со спецификой Северного завоза:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

сезонная ограниченная транспортная доступность и сложившаяся за предшествующие годы транспортная схема завоза топлива.

Кроме того, к экономическим ограничениям можно отнести преимущества ОАО "Саханефтегазсбыт" перед другими участниками рынка - это наличие большого количества нефтебаз и АЗС расположенных почти на всей территории республики. Предприятие является практически единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по приему, складским операциям и хранению нефтепродуктов, все остальные участники рынка вынуждены приобретать данные услуги только у ОАО "Саханефтегазсбыт", неся дополнительные расходы, включаемые в розничную цену бензина и дизельного топлива. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ОАО "Саханефтегазсбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке хранение нефтепродуктов.