Комплекс факторов обуславливает ценовую неконкурентоспособность и низкий уровень доступности местной сельскохозяйственной продукции на внутреннем продовольственном рынке республики. Для преодоления сложившейся ситуации предлагаются следующие меры:
1. Стимулирование создания в городах и районных центрах сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков (в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации").
На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) необходимо решить следующие вопросы:
передача доли государства в хозяйственных обществах, управляющих рынками, в управление сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам.
На уровне муниципальных образований, в том числе с рассмотрением на Совете по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) необходимо решить следующие вопросы:
установление приоритета по выдаче органом местного самоуправления разрешения на право организации рынка юридическим лицам, организующим сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок;
передача доли муниципальных образований в хозяйственных обществах, а также муниципальных унитарных предприятий, управляющих рынками, в управление сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам.
2. Стимулирование доведения сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов местных товаропроизводителей до потребителей.
На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) предлагается разработка и утверждение Порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции и кормов в арктические и северные улусы, а также по вывозу промысловой продукции из арктических и северных улусов.
В Порядке должно быть предусмотрено проведение конкурсного отбора в установленном законодательством порядке уполномоченного оператора, предоставляющего комплексный пакет услуг, определяемый по следующим критериям: виду деятельности, наличию рефрижераторного флота, грузового автотранспорта, стационарных складских помещений.
3. Снижение уровня административных барьеров при осуществлении производства, переработки, хранения, перевозки и реализации сельскохозяйственной и промысловой продукции, потребительских продовольственных товаров.
На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) предлагается:
установление перечня платных ветеринарных услуг, оказываемых согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898, которые подлежат полному возмещению из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (в части услуг, влияющих на процесс хранения, перевозки и реализации сельскохозяйственной и промысловой продукции);
организация специализированной производственно-технологической лаборатории с функциями по контролю качества пищевых продуктов и с определением стоимости услуг на договорной основе с пищевыми и перерабатывающими предприятиями;
разграничение полномочий между Управлением ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства РС(Я) и Управлением Россельхознадзора по РС(Я) в части осуществления контроля за качеством сельскохозяйственного сырья.
4. Снижение издержек при пользовании землями сельскохозяйственного назначения в целях осуществления сельскохозяйственного производства.
В настоящее время подавляющее большинство земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Саха (Якутия) находятся в государственной и муниципальной собственности, приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями права собственности на сельскохозяйственные угодья единично, прежде всего из-за высоких затрат на оформление и выкуп. На топосъемку и межевые работы требуется в среднем 2500 руб./га, получение документов о государственной регистрации - 37,5 тыс. руб. (7500 руб. за 1 документ, количество документов зависит от рельефа местности – в среднем от 3 до 7), приобретение права собственности – 172 руб./га. В результате чего у сельскохозяйственного товаропроизводителя отсутствует заинтересованность в долгосрочных инвестициях на улучшение качественных показателей земли. Кроме того, не используется механизм земельно-ипотечного кредитования, который ведет к повышению уровня кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В части возмещения затрат на топосъемку и межевые работы Министерством имущественных отношений РС(Я) реализуется подпрограмма "Обеспечение рационального использования территорий РС(Я) на 2009-2010 годы" в составе РЦП "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости РС(Я) на 2008-2010 годы". В 2009 году предусмотрено 164 млн. рублей на проведение землеустроительных работ в 5 улусах республики (Мегино-Кангаласский, Нюрбинский, Сунтарский, Таттинский, Чурапчинский). На 2010 год запланировано проведение работ еще в 5 улусах.
Для снижения уровня издержек на этапе приобретения права собственности предлагается внести изменение в статью 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007 512-З N 1039-III "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)" в части уменьшения цены приобретения сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на сельскохозяйственные угодья, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве аренды, с 20 процентов до 5 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (кадастровая стоимость в размере 860 рублей за 1 га утверждена постановлением Правительства РС(Я) от 30.11.2006 N 537).
Предлагаемое изменение реализует право субъекта Российской Федерации, установленное в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения":
в пункте 7 статьи 10 установлена предельная цена - не более 20 процентов кадастровой стоимости, при этом точная цена устанавливается законом субъекта Российской Федерации;
в пункте 4 статьи 10 установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
На примере СХПК "Амгинский" следует, что при действующем законодательстве данная сельскохозяйственная организация должна уплатить на приобретение права собственности 1 млн. 574 тыс. рублей (860 рублей за 1 га * 20 % * 9151 га). Предлагаемый вариант позволит уменьшить требуемую сумму до 393,5 тыс. рублей.
5. Снижение издержек субъектов агропромышленного комплекса при потреблении продукции естественных монополий.
До 2005 года Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией РС(Я) устанавливался льготный тариф на электрическую энергию на производственные нужды сельхозпотребителей (на уровне 157 коп. за 1 кВт.ч. против 187,5 коп. за 1 кВт.ч. для прочих потребителей). С 2006 года данная практика прекращена. В отношении субъектов агропромышленного комплекса льготные тарифы сохранены для предприятий, занятых производством хлебобулочных изделий, а также сельского населения, занятого предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на территории собственного подворья на уровне тарифов для сельского населения (без привлечения наемного труда).
С учетом необходимости эффективного использования электрической энергии, в том числе обеспечения равномерной нагрузки электрических сетей в течение суток, предлагается стимулирование субъектов агропромышленного комплекса к применению двухтарифных приборов учета, путем установления постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией РС(Я) зонных (дневных и ночных) тарифов на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, комбикормовой промышленности.
Это позволит на данном этапе снизить себестоимость продукции местных товаропроизводителей, а также стимулировать ввод в действие новых энергоемких производственных мощностей (в т.ч. механизированных животноводческих комплексов), что повысит конкурентоспособность продукции местных производителей.
Важнейшей конкурентной составляющей и одним из приоритетных направлений формирования устойчивого развития продовольственного рынка республики является предоставление населению республики экологически чистой и качественной продукции. Для решения поставленной задачи необходимо осуществление комплексного контроля качества, начиная с процессов производства и заканчивая реализацией продукции.