Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Таблица 2.4

Управление эксплуатацией жилого фонда


Всего

в том числе субъекты малого и среднего предпри-нимательства

доля субъектов малого предприни-мательства от общего оборота, %

Оборот хозяйствующих субъектов, млн. рублей (по хозяйственным видам экономической деятельности), млн. руб.

934,4

263,2

28,2

Количество хозяйствующих субъектов, ед.

26 7

128

47,9

Поскольку на рынке по управлению многоквартирными домами в республике действует более 267 управляющих компаний, уровень концентрации определяется исходя из показателя коэффициента рыночной концентрации (CR), который представляет собой сумму долей на товарном рынке определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Расчет указанного коэффициента произведем на основании показателей долей трех крупнейших хозяйствующих субъектов:

1) группа лиц "Прометей" (доля на рынке 20,75 %);

2) ООО "ЖКХ Губинский" (доля на рынке 17,59 %);

3) МУП "Комфорт" (доля на рынке 15,56 %).

Концентрация на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Якутске умеренная.

Барьеры входа на товарный рынок

К обстоятельствам, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, можно отнести следующее:

Неоплата жильцами многоквартирных домов жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря на то, что в последнее время в г. Якутске активно возводилась жилая недвижимость, достаточно актуальной проблемой на сегодняшний день является количество жилых домов с различным процентом износа. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) по состоянию на начало 2008 года в г. Якутске количество жилых домов с износом от 30 до 65 % составляло 31,18%, с износом 66-70% - 1,77%, с износом более 70 % - 3,56 % от общей площади жилищного фонда. При этом удельный вес ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде составляет 6,6 %. Такой жилищный фонд, как правило, очень сложен в обслуживании. Собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги с такого жилищного фонда очень низкая. Кроме того, собственники жилых помещений в таких домах не осуществляют свою обязанность по выбору способа управления домом, предусмотренную статьей 161 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем органом местного самоуправления неоднократно объявлялся открытый конкурс по выбору способа управления многоквартирными домами. Однако поскольку обслуживать деревянный, в том числе ветхий аварийный жилой фонд не выгодно, на конкурс не было подано ни одной заявки, в связи с чем конкурс признан несостоявшимся.

Решение проблемы, связанной с неплатежами населения за жилищно-коммунальные услуги, возможно в результате активной работы управляющих компаний с неплательщиками, выражающейся в проведении единой политики четких, спланированных и регламентированных действий по отношению к должникам. Основное внимание должно уделяться профилактике задолженности и ее ликвидации на ранних стадиях, так как взыскание задолженности требует больших финансовых затрат, человеческих и временных ресурсов.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Якутске действуют более 20 хозяйствующих субъектов, а также показателя коэффициента рыночной концентрации, значение которого составляет 53,32 %, можно сделать вывод о том, что исследованный рынок относится к типу умеренно концентрированных, то есть конкуренция на рынке достаточно развита.

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.

К обстоятельствам, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке услуг по управлению многоквартирными домами можно отнести следующее:

неоплата жильцами многоквартирных домов жилищно-коммунальных услуг, что порождает возникновение и рост задолженности управляющих компаний перед поставщиками услуг;

экономическая невыгодность обслуживания ветхого аварийного жилого фонда.