Количество строительных организаций в РС(Я)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Всего организаций, в том числе по формам собственности: | 533 | 641 | 703 | 653 | 653 | 699 | 776 | 882 |
государственная | 36 | 110 | 63 | 25 | 30 | 26 | 21 | 19 |
муниципальная | - | - | - | 5 | 8 | 12 | 12 | 12 |
частная | 453 | 465 | 611 | 607 | 593 | 642 | 723 | 828 |
смешанная российская | 44 | 66 | 27 | 14 | 17 | 13 | 11 | 10 |
прочие | - | - | 2 | 2 | 5 | 6 | 9 | 13 |
По данным ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)" при размещении заказов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) за период 2007-2009 годы всего подавали заявки на участие около 300 организаций различной формы собственности.
Тендеры и конкурсы в республике впервые были внедрены в строительном комплексе при строительстве так называемых "валютных объектов". В условиях конкурсного размещения заказов наиболее эффективно проявили себя предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие громоздкой "базы", и активно привлекающие различные субподрядные фирмы. Это привело к увеличению количества предприятий различной формы собственности, занимающихся строительным бизнесом и способствовало развитию конкуренции.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.
Активному развитию конкуренции на рынке строительства жилья препятствуют следующие факторы:
отсутствие обеспеченных инженерной инфраструктурой участков для квартального жилищного строительства в крупных городах;
отсутствие возможности выдачи технических условий для подключения к инженерным сетям или их высокая стоимость;
длительный процесс оформления земельных участков и разрешения на строительство объектов;
высокая стоимость затрат на расселение граждан со сносимых жилых домов;
низкий платежеспособный уровень населения и недостаточно привлекательные условия кредитования приобретения жилья финансовыми структурами.
При размещении заказов для государственных нужд по строительству уменьшается конкуренция, т.е. уменьшается количество участников размещения заказа в следующих случаях:
при строительстве технологически сложных и крупных объектов;
при строительстве объектов в труднодоступных местах со сложной транспортной схемой;
при строительстве объектов в крайне сжатые сроки;
при строительстве объектов малопривлекательных с финансовой точки зрения.
Одним из отрицательных моментов развитию конкуренции при размещении заказов для государственных нужд является недобросовестная конкуренция:
сговор участников размещения заказа;
необоснованно низкие (демпинговые) цены отдельных участников размещения заказа.
Появлению новых предприятий в промышленности строительных материалов в республике препятствует большая капиталоемкость и большой срок окупаемости проектов в стройиндустрии.
К обстоятельствам, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке жилищного строительства относятся:
регламентированный Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельного участка под строительство, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
неудовлетворительное состояние сетей инженерно-технического обеспечения;
злоупотребления сетевыми организациями доминирующим положением на соответствующих товарных рынках при решении вопроса технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения;
регламентированный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок заключения договоров о развитии застроенных территорий. Развитие застроенных территорий предполагает расселение аварийных и ветхих домов, а также застройку и реконструкцию высвобождаемых объектов за счет средств инвесторов, привлеченных на конкурсной основе.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) средняя цена одного квадратного метра общей площади жилых помещений на первичном рынке жилья в 2005 и 2006 годы соответственно составила 22 752 руб. и 28 957 руб.