Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Таблица 2.2

Добыча природного газа и газового конденсата


Всего

в том числе субъекты малого и среднего предпри-нимательства

доля субъектов малого предприни-мательства от общего оборота

Оборот хозяйствующих субъектов, млн. рублей (по хозяйственным видам экономической деятельности)

1969,1

0

0,0

Количество субъектов, ед.

232

124

53,4

По состоянию на конец 2009 года на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют деятельность, связанную с добычей нефти, пять компаний, в том числе ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча", ЗАО "Иреляхнефть", ООО "Газпромнефть-Ангара" и ОАО "Ленанефтегаз".

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.

Специфика северных территорий (большие расстояния, "очаговый" характер расселения, отсутствие круглогодичных транспортных схем и крупного промышленного потребителя) привели к тому, что в основном каждый производитель нацелен на конкретного потребителя, что привело к объективной закрытости рынков сбыта нефтяного котельного топлива и повсеместному появлению локальных монополистов.

Закрытость рынков сбыта нефти существенно ограничивает емкость этих рынков. Без принятия мер по расширению рынков сбыта, либо по выходу на внешние рынки, предприятия, функционирующие в подобных условиях, практически, никаких перспектив не имеют.

Так, Федеральный закон "О недрах" в действующей редакции имеет многочисленные разночтения, что позволяет федеральным органам управления фондом недр по-своему толковать нормы законодательства о недрах в вопросах ограничения полномочий субъектов Российской Федерации в области геологического изучения, добычи полезных ископаемых:

- усложнена процедура согласования и прохождения экспертизы проектной и технической документации на разработку месторождений.

До 2007 года согласование технических проектов на разработку месторождений и годовых планов горных работ составляло от 1 до 2 месяцев, при этом проекты направлялись на экспертизу в области промышленной безопасности и охраны недр, а также на государственную экологическую экспертизу. С 2007 года добавилось согласование и экспертиза проектов в Центральной комиссии по разработке месторождений (ЦКР Роснедра). В результате - начало горноэксплуатационных работ затягивается, усложняется процедура планирования и финансирования работ.

В своем выступлении генеральный директор ОАО "Сургутнефтегаз" Богданов В.Л. на совещании при Первом заместителе Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеве в г. Мирном (2008 год), к примеру, озвучил, что при согласовании разрешительных документов в 2006 году Компанией было собрано 35 тысяч подписей, а в 2007 году - уже 38 тысяч подписей.

- существующая система лицензирования, замкнутая на федеральный центр, не позволяет оперативно решать вопросы обеспечения предприятий сырьевой базой, вовлечения в освоение разрозненных участков недр. Система лицензирования поисковых и геологоразведочных работ не стимулирует их развития. Также это вызвано сложной процедурой получения прав пользования недрами, как для геологического изучения, так и для разведки и добычи.

Средний срок от подачи заявки до получения лицензии составляет 17 месяцев, число обращений для согласования и получения разрешительной и отчетной документации в сфере недропользования доходит до сорока. Таким образом, недропользователи месторождений вынуждены длительное время ожидать исполнения процедур согласования, определенных федеральным законодательством.

- при оформлении аренды земель на проведение геологоразведочных работ комплект обосновывающих документов аналогичен пакету для промышленной добычи, хотя данные виды работ принципиально проще, а сроки ведения геологоразведочных работ носят сезонный характер.