Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Дошкольные образовательные учреждения


На современном этапе, в контексте демографических задач, возрастает роль дошкольного образования не только с точки зрения формирования личности, но и с точки зрения решения социальных проблем. Кроме этого, возрастает тенденция к повышению требований населения к качеству и разнообразию образовательных услуг, созданию условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста.

Сегодня в республике создана система дошкольного образования, характеризующееся видовым разнообразием учреждений и использованием в них разных программ и технологий, как общеразвивающих, так и специализированных. В Республике Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2009 года функционировало 726 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 53580 детей в возрасте от 1 до 6 лет.

Увеличение рождаемости и дефицит мест в ДОУ в настоящее время не позволяют в полной мере реализовывать запросы граждан на предоставление мест в государственных ДОУ детям, в том числе раннего и младшего дошкольного возраста. Показатель охвата детей дошкольным образованием составляет 67,4%. В городах и поселках городского типа ситуация более неблагоприятная, чем в сельской местности. Около 40% городских и 27% сельских детей не посещают дошкольные образовательные учреждения, что означает усиление неравенства стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. На конец 2008 года количество нуждающихся в услугах дошкольного образования в республике составила 20,2 тыс. человек, что больше, чем в 2000 году на 21%, в т.ч. только в г. Якутске в очереди на устройство в ДОУ состоит более 10,0 тыс. детей.

В целях социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста с 2007 года выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. С августа 2009 года такие выплаты получают родители, дети которых посещают негосударственные ДОУ.

В данных условиях решение проблемы доступности дошкольного образования возможно через развитие негосударственного сектора дошкольного образования и организацию вариативных форм дошкольного образования.

Доля муниципальных ДОУ в общем числе организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг составляет 95,1 %. Доля субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по дошкольному образованию остается незначительным. В этом направлении начата работа в г. Якутске. Планируется переход в автономные учреждения трех дошкольных учреждений, в т.ч. в 2010 году - 1 ДОУ, 2011 году – 2 ДОУ.

Планируемый результат для региона после реализации предложений:

увеличение возможности граждан на получение дошкольного образования;

решение проблемы очерёдности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения;

обеспечение права выбора родителями учреждения, реализующего основную общеобразовательную услугу дошкольного образования, или вариативных форм дошкольного образования.

Необходимо формирование эффективного образовательного рынка, для чего требуется обеспечить прозрачность учебных заведений для потребителей, поддержку рейтингов, внедрение показателей образовательной статистики, в том числе качества образования, дающих всестороннее представление о состоянии отрасли и сопоставимых с показателями, применяемых в развитых зарубежных странах. Это позволит повысить качество профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации их сети, в том числе к прекращению деятельности тех образовательных учреждений и программ, которые не способны обеспечить необходимое качество образовательного процесса.

На территории Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2009 года образовательную деятельность ведут 7 учреждений высшего, 33 учреждения среднего и 27 учреждений начального профессионального образования федерального и регионального подчинения.

Существующий уровень качества образовательных услуг не всегда соответствует предъявляемым к образованию требованиям. В ближайшие годы необходимо сосредоточить усилия на повышении качества образования, обеспечении соответствия образовательных услуг требованиям рынка труда, усиление профессионально ориентированной работы в общеобразовательных учреждениях и СМИ, направленной на повышение престижа рабочих специальностей и профессий - информационное сопровождение, реализуемое в области комплекса мер по пропаганде рабочего труда, популяризации рабочих профессий, созданию привлекательных условий труда, по профессиональной ориентации молодежи на трудовую деятельность, используя в этих целях все возможности СМИ. Предстоит провести структурную перестройку начального и среднего профессионального образования, оптимизацию перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров.

Для повышения качества образования и обеспечения соответствия требованиям работодателей необходимо не только изменение образовательных стандартов и структуры профессионального образования, но и обеспечение принципа непрерывности образования. Основными направлениями политики в данной сфере станут: интеграция средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, переподготовки взрослого населения, профессиональной школой; интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов.

Обеспечение устойчивого экономического роста требует повышения инновационной активности предприятий. В настоящее время существует определенный разрыв между образованием, наукой и производством. Однако без обеспечения предприятий кадрами с соответствующей квалификацией и уровнем образования инновационное развитие экономики невозможно.

Невозможно обеспечить требуемое качество образования без создания эффективной системы контроля его качества, при этом система аттестации и контроля качества должна быть максимально независимой. Одним из направлений деятельности является введение стандартизованных процедур экспертизы учебных программ и учебно-методических материалов, а также независимого тестирования студентов и преподавателей. Необходимо укрепление материально-технической базы образовательных учреждений всех ступеней с использованием новейших технологий, повышение социального статуса педагогов и престижности педагогического труда.

Для обеспечения повышения качества образования необходимо не только изменить его содержание и структуру, но и изменить систему финансирования образования, повысить эффективность использования ресурсов, увязать ее с прогнозированием перспективных потребностей рынка труда и социально-экономическими приоритетами.

В рамках модернизации системы финансирования профессионального образования предусматривается введение нормативного подушевого финансирования профессиональных учреждений.

В системе финансирования профессионального образования необходимо введение системы образовательных кредитов и субсидий, формирование бюджета развития и практики софинансирования проектов развития со стороны учебных заведений.

Усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании “кадрового заказа” для развития перспективных рынков и технологий. В среднесрочной перспективе продолжится разработка необходимой нормативной правовой базы, увеличение роли и участия органов исполнительной власти республики, работодателей и их объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования.

Продолжится работа по созданию попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.

Реализация намеченных мер позволит повысить качество профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса. Необходимо формирование эффективного образовательного рынка, для чего требуется обеспечить прозрачность учебных заведений для потребителей, поддержку рейтингов, внедрение показателей образовательной статистики, в том числе качества образования, дающих всестороннее представление о состоянии отрасли и сопоставимых с показателями, применяемых в развитых зарубежных странах. Это позволит повысить качество профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации их сети, в том числе к прекращению деятельности тех образовательных учреждений и программ, которые не способны обеспечить необходимое качество образовательного процесса.

Существующий уровень качества образовательных услуг не всегда соответствует предъявляемым к образованию требованиям. В ближайшие годы необходимо сосредоточить усилия на повышении качества образования, обеспечении соответствия образовательных услуг требованиям рынка труда. Предстоит провести структурную перестройку начального и среднего профессионального образования, оптимизацию перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров.

Для повышения качества образования и обеспечения соответствия требованиям работодателей необходимо не только изменение образовательных стандартов и структуры профессионального образования, но и обеспечение принципа непрерывности образования.

Основными направлениями политики в данной сфере станут: интеграция средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, переподготовки взрослого населения, профессиональной школой; интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов.

Обеспечение устойчивого экономического роста требует повышения инновационной активности предприятий. В настоящее время существует определенный разрыв между образованием, наукой и производством. Однако без обеспечения предприятий кадрами с соответствующей квалификацией и уровнем образования инновационное развитие экономики невозможно.