Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОБЛЕМАМ АЛКОГОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ


1. Усиление государственного контроля

и регулирования в области производства, реализации

и потребления спиртных напитков

Для этого необходимо:

усилить контроль со стороны государства за производством и продажей спиртных напитков, производством этилового спирта из непищевого сырья и спиртосодержащих растворов из него. Абсолютная свобода рыночных отношений в этой области недопустима, так как речь идет о продукте, злоупотребление которым связано с риском развития у одних - болезненной зависимости от алкоголя, у других - различных форм устойчивого негативно отклоняющегося поведения;

разработать меры по стабилизации и развитию алкогольного рынка в республике в соответствии с уровнем спроса населения, экономическими интересами государства, необходимостью изменения структуры потребления алкогольных напитков и прекращения их нелегального производства и контрабанды;

настойчиво проводить политику ограничения рекламы алкоголя, доступности спиртных напитков по времени и месту продажи, запретить размещение предприятий, реализующих алкогольные напитки, в том числе пиво, рядом с детскими дошкольными, школьными учреждениями и средними, высшими учебными заведениями;

последовательно формировать оптимальную структуру реализуемых винно-водочных изделий за счет постепенного увеличения в ней доли качественных виноградных вин, что обеспечит меньшую вероятность проявлений аморального и противоправного поведения на почве употребления алкогольных напитков;

обеспечить создание цивилизованных условий для удовлетворения спроса населения на алкогольные напитки и повышения культуры их потребления, что предполагает: изменение структуры торговли спиртными напитками, регулирование количества торговых предприятий, реализующих алкогольные напитки на вынос, и одновременно - расширение в разумных пределах сети предприятий различных форм собственности, предлагающих алкогольные напитки в розлив, - ресторанов, кафе, рюмочных, пивных баров и т.п.; возложение на владельцев указанных предприятий обязанности создавать условия для культурного общения и отдыха людей и одновременно - ответственности за факты злоупотребления алкоголем в этих заведениях и продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по экономическому стимулированию цивилизованных и потому наименее опасных форм реализации алкогольных напитков в специализированных заведениях;

обеспечить повсеместный действенный контроль за соблюдением норм и правил производства и реализации алкогольной продукции;

разработать и внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию за самогоноварение с целью сбыта продукции, а также за продажу алкогольной продукции в том числе и пива, несовершеннолетним;

предусмотреть применение административных мер взыскания за распитие спиртных напитков в общественных местах и на улицах;

обеспечить проведение культурно-массовых мероприятий в условиях, исключающих реализацию и потребление алкогольных напитков;

запретить продажу и устранить с рынка наиболее токсичные разновидности алкогольных напитков, в частности, приготовленные с использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления, поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию зависимости от алкоголя.

2. Формирование атмосферы общественного

осуждения пьянства

Современная алкогольная ситуация диктует необходимость осуществления как мер по радикальному изменению общественного сознания относительно места и роли алкоголя в жизни людей, питейных традиций и обычаев, определяющих алкогольные стереотипы поведения, так и мер по преодолению утвердившейся в обществе в последнее время морально-психологической атмосферы пассивности и равнодушия к проявлениям пьянства и выработке активной отрицательной позиции сознательной части населения по отношению к злоупотреблению спиртными напитками.

В решении этой трудной задачи внимание государства, органов культуры и образования, профессиональных и общественных объединений, всех средств массовой информации должно быть сосредоточено, в первую очередь, на настойчивом культивировании тех человеческих ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать развитию социально приемлемых, позитивных альтернатив алкогольному потреблению и утверждению здорового образа жизни. Следует активизировать в этом плане работу женских и молодежных общественных структур, поддерживать деятельность трезвеннических общественных организаций, взаимодействовать с различными религиозными конфессиями.

Необходимыми условиями успешной реализации этой задачи являются:

принципиальное изменение некоторых концептуальных положений, составляющих основу массовой воспитательной и просветительной работы в этой области, - в первую очередь: определение четкой позиции общества и государства в отношении традиций умеренного потребления алкогольных напитков;

одновременная активная ориентация на абсолютную трезвость в отношении лиц с формирующейся и, особенно, с уже сформированной алкогольной зависимостью, женщин в состоянии беременности и лактации, подростков и детей;

научное обеспечение содержания и методики ведения работы по целевому просвещению и воспитанию населения, разработка научно обоснованных методов и средств воспитательного воздействия на различные социально-демографические слои и профессиональные группы, значительное повышение компетенции и профессионализма в вопросах профилактики и преодоления пьянства всех, кто призван этим заниматься;

создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем: разработка и внедрение программ обучения навыкам ведения здорового и безопасного образа жизни, целевых программ антиалкогольной направленности для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания - с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб, а также с привлечением к участию в этих программах творческих, спортивных, туристических и других организаций, работающих в области досуга детей и подростков.

Ограждение подрастающего поколения от пьянства - основа основ государственной алкогольной политики. От успешности этого процесса во многом будет зависеть эффективность всей работы по профилактике и преодолению пьянства и алкоголизма в республике.

3. Усиление социального контроля за лицами,

чье поведение на почве злоупотребления спиртными

напитками ведет к нарушениям норм морали и права

Провал политики жестких административных ограничений и запретов с неизбежными при этом многочисленными нарушениями прав граждан вызвал к жизни другую крайность - обстановку бесконтрольности и безнаказанности для значительной части правонарушителей на почве пьянства.