ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2000 года N 537

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОБЛЕМАМ АЛКОГОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях реализации Концепции формирования и утверждения здорового образа жизни, уменьшения негативных социально - экономических последствий злоупотребления алкоголем Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной политики по проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия).

2. Главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики по проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия).

3. Министерству здравоохранения (Егоров И.Я.), Комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.) совместно с Министерством материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи (Членов В.М.), Министерством внутренних дел (Назаров С.Н.), Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) (Сухомясов И.Г.), Департаментом по охране генофонда народов (Кириллина В.И.) разработать план мероприятий реализации Концепции государственной политики по проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия) на 2001 год.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

В.ВЛАСОВ

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 октября 2000 г. N 537

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОБЛЕМАМ АЛКОГОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

I. АЛКОГОЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


Алкогольная ситуация в Республике Саха, отличавшаяся высокой напряженностью в отдельные исторические периоды, в последние годы стала чрезвычайной. Достигнут высокий в международном и временном сравнении рост потребления алкоголя. Это обстоятельство усугубляется спецификой структуры и форм его потребления населением: преимущественно крепкие спиртные напитки, предпочтение "ударным дозам", низкое качество вина и водки, значительный объем фальсифицированной алкогольной продукции, а также недостаточным питанием, сопровождающим потребление алкоголя.

Причины, прямо или косвенно связанные с потреблением алкоголя, лежат в основе преждевременной гибели сотен жителей республики, большинство смертей от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств связаны с приемом алкоголя. В злоупотребление алкоголем все больше вовлекаются женщины и молодежь. Сохраняется высокий уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами.

В прямой зависимости от уровня потребления алкоголя населением находятся рост числа преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, огромные трудовые потери, продолжающееся сокращение продолжительности жизни (особенно мужчин), опасно высокий уровень распространенности алкогольной патологии внутренних органов (алкогольные кардиомиопатии, цирроз печени и др.).

Проблемы возникли и в сфере производства и реализации алкогольной продукции, что привело к наплыву низкокачественных спиртных напитков из-за пределов республики, росту подпольного производства алкогольной продукции и ее суррогатов.

В то же время вокруг проблемы пьянства в стране сложилась неблагоприятная морально-психологическая атмосфера, проявляющаяся в ослаблении процессов общественного противодействия этому явлению. Антиалкогольная кампания 1985 г. подтвердила, что при помощи только запретов и жестких административных ограничений нельзя изменить сложившуюся на протяжении многих поколений традиционную систему ценностей и обязательных атрибутов культуры общества, включающую в себя потребление алкоголя.

Выход из создавшегося положения возможен лишь на путях разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно обоснованной, реально экономически обеспеченной и сбалансированной государственной алкогольной политики. При этом под государственной политикой следует понимать всю совокупность действий законодательных и исполнительных институтов республики, обеспечивающих эффективный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции и одновременно реализацию системы антиалкогольных мер, направленных на предупреждение и преодоление злоупотребления алкоголем и его негативных медико-социальных последствий, в том числе организации лечения больных алкоголизмом и их реинтеграции в обществе.

II. ЦЕЛЬ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Улучшение алкогольной ситуации в республике и уменьшение негативных социально-экономических и медицинских последствий злоупотребления алкоголем.

III. СТРАТЕГИЯ И ПРИНЦИПЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только больные алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а главное - подрастающее поколение.

Признание приоритета личности, защита прав граждан и интересы государства являются важнейшими принципами алкогольной политики.

Потребление алкоголя, будучи средством удовлетворения определенных человеческих потребностей, представляет собой неотъемлемый элемент образа жизни, культуры и быта подавляющего большинства населения и в массовом сознании воспринимается как социально приемлемое явление. В то же время неумеренное потребление алкоголя вызывает многочисленные негативные социальные и медицинские последствия, приводит к физической и нравственной деградации человека. Все это предопределяет необходимость проведения гибкой алкогольной политики, предусматривающей широкий спектр разнообразных по содержанию и направленности мероприятий.

Алкогольная политика выступает как неотъемлемая часть общей социальной политики государства, а ее содержание строится на объективном анализе причин и факторов распространения пьянства и алкоголизма и учете реальных условий жизни и возможностей общества, в том числе народных традиций и обычаев, отношения населения к алкоголю. При осуществлении алкогольной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумное и осознанное ограничение потребления алкоголя.

Успех алкогольной политики обеспечивается созданием в республике широкой социальной системы профилактики пьянства и алкоголизма, эффективного механизма управления этой системой и координации соответствующей работы различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.

Устранение глубинных причин пьянства и алкоголизма - сложный и долговременный процесс. При формировании стратегии государственной алкогольной политики должны быть определены наиболее актуальные, приоритетные ее направления. Концентрация на них внимания и усилий государства и общества позволит уже в ближайшие годы ослабить остроту алкогольной ситуации, снизить уровень антиобщественных проявлений на почве злоупотребления спиртными напитками, улучшить здоровье населения.

IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ


1. Усиление государственного контроля

и регулирования в области производства, реализации

и потребления спиртных напитков

Для этого необходимо:

усилить контроль со стороны государства за производством и продажей спиртных напитков, производством этилового спирта из непищевого сырья и спиртосодержащих растворов из него. Абсолютная свобода рыночных отношений в этой области недопустима, так как речь идет о продукте, злоупотребление которым связано с риском развития у одних - болезненной зависимости от алкоголя, у других - различных форм устойчивого негативно отклоняющегося поведения;

разработать меры по стабилизации и развитию алкогольного рынка в республике в соответствии с уровнем спроса населения, экономическими интересами государства, необходимостью изменения структуры потребления алкогольных напитков и прекращения их нелегального производства и контрабанды;

настойчиво проводить политику ограничения рекламы алкоголя, доступности спиртных напитков по времени и месту продажи, запретить размещение предприятий, реализующих алкогольные напитки, в том числе пиво, рядом с детскими дошкольными, школьными учреждениями и средними, высшими учебными заведениями;

последовательно формировать оптимальную структуру реализуемых винно-водочных изделий за счет постепенного увеличения в ней доли качественных виноградных вин, что обеспечит меньшую вероятность проявлений аморального и противоправного поведения на почве употребления алкогольных напитков;

обеспечить создание цивилизованных условий для удовлетворения спроса населения на алкогольные напитки и повышения культуры их потребления, что предполагает: изменение структуры торговли спиртными напитками, регулирование количества торговых предприятий, реализующих алкогольные напитки на вынос, и одновременно - расширение в разумных пределах сети предприятий различных форм собственности, предлагающих алкогольные напитки в розлив, - ресторанов, кафе, рюмочных, пивных баров и т.п.; возложение на владельцев указанных предприятий обязанности создавать условия для культурного общения и отдыха людей и одновременно - ответственности за факты злоупотребления алкоголем в этих заведениях и продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по экономическому стимулированию цивилизованных и потому наименее опасных форм реализации алкогольных напитков в специализированных заведениях;

обеспечить повсеместный действенный контроль за соблюдением норм и правил производства и реализации алкогольной продукции;

разработать и внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию за самогоноварение с целью сбыта продукции, а также за продажу алкогольной продукции в том числе и пива, несовершеннолетним;

предусмотреть применение административных мер взыскания за распитие спиртных напитков в общественных местах и на улицах;

обеспечить проведение культурно-массовых мероприятий в условиях, исключающих реализацию и потребление алкогольных напитков;

запретить продажу и устранить с рынка наиболее токсичные разновидности алкогольных напитков, в частности, приготовленные с использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления, поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию зависимости от алкоголя.

2. Формирование атмосферы общественного

осуждения пьянства

Современная алкогольная ситуация диктует необходимость осуществления как мер по радикальному изменению общественного сознания относительно места и роли алкоголя в жизни людей, питейных традиций и обычаев, определяющих алкогольные стереотипы поведения, так и мер по преодолению утвердившейся в обществе в последнее время морально-психологической атмосферы пассивности и равнодушия к проявлениям пьянства и выработке активной отрицательной позиции сознательной части населения по отношению к злоупотреблению спиртными напитками.

В решении этой трудной задачи внимание государства, органов культуры и образования, профессиональных и общественных объединений, всех средств массовой информации должно быть сосредоточено, в первую очередь, на настойчивом культивировании тех человеческих ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать развитию социально приемлемых, позитивных альтернатив алкогольному потреблению и утверждению здорового образа жизни. Следует активизировать в этом плане работу женских и молодежных общественных структур, поддерживать деятельность трезвеннических общественных организаций, взаимодействовать с различными религиозными конфессиями.

Необходимыми условиями успешной реализации этой задачи являются:

принципиальное изменение некоторых концептуальных положений, составляющих основу массовой воспитательной и просветительной работы в этой области, - в первую очередь: определение четкой позиции общества и государства в отношении традиций умеренного потребления алкогольных напитков;

одновременная активная ориентация на абсолютную трезвость в отношении лиц с формирующейся и, особенно, с уже сформированной алкогольной зависимостью, женщин в состоянии беременности и лактации, подростков и детей;

научное обеспечение содержания и методики ведения работы по целевому просвещению и воспитанию населения, разработка научно обоснованных методов и средств воспитательного воздействия на различные социально-демографические слои и профессиональные группы, значительное повышение компетенции и профессионализма в вопросах профилактики и преодоления пьянства всех, кто призван этим заниматься;

создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем: разработка и внедрение программ обучения навыкам ведения здорового и безопасного образа жизни, целевых программ антиалкогольной направленности для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания - с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб, а также с привлечением к участию в этих программах творческих, спортивных, туристических и других организаций, работающих в области досуга детей и подростков.

Ограждение подрастающего поколения от пьянства - основа основ государственной алкогольной политики. От успешности этого процесса во многом будет зависеть эффективность всей работы по профилактике и преодолению пьянства и алкоголизма в республике.

3. Усиление социального контроля за лицами,

чье поведение на почве злоупотребления спиртными

напитками ведет к нарушениям норм морали и права

Провал политики жестких административных ограничений и запретов с неизбежными при этом многочисленными нарушениями прав граждан вызвал к жизни другую крайность - обстановку бесконтрольности и безнаказанности для значительной части правонарушителей на почве пьянства.

В этой связи представляется целесообразным:

пересмотр действующего законодательства об ответственности за административные правонарушения, связанные с алкоголем, и приведение его в соответствие с новыми экономическими и социально-политическими реалиями;

повышение ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, организацию системы помощи им на рабочих местах, предусмотрев анализ мер, обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в такой деятельности;

проведение в жизнь широкого комплекса социально-правовых мер, ставящих заслон массовому приобщению несовершеннолетних к спиртному, ограждающих молодежь от пьянства, в том числе введение более жестких мер ответственности родителей, приобщающих несовершеннолетних детей к пьянству, а также лиц, продающих спиртные напитки, в том числе и пиво, несовершеннолетним;

жесткий контроль за применением санкций к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного опьянения - путем введения норм предельно-допустимых концентраций содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе у водителей и внедрения в практику современных быстродействующих анализаторов алкоголя в выдыхаемом воздухе;

восстановление системы учета в органах внутренних дел определенных категорий злостных пьяниц, систематически совершающих правонарушения на почве злоупотребления спиртными, с последующей организацией необходимой профилактической работы с ними.

4. Создание эффективной, материально обеспеченной

системы лечения, и медико-социальной реабилитации

больных алкоголизмом

Для этого необходимо:

признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую ее дальнейшую гуманизацию и широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с больными;

разработать и внедрить более эффективные методы оценки и контроля наркологической ситуации в различных территориях и среди разных групп населения и создать на их основе специальные социально-оздоровительные программы. Указанные программы должны включать в себя создание служб социально-психологической помощи населению, организацию сети центров оказания консультативной и практической помощи больным алкоголизмом и их семьям с участием юристов, педагогов, психологов, социальных работников и врачей;

разработать и реализовать комплекс мер по медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, и членов их семей.

В общественное сознание необходимо внедрить понимание того, что алкоголизм - такая же болезнь, как и любое другое заболевание, имеющая свои причины, биологические и психопатологические механизмы развития, типичную клиническую картину, динамику и исход. В наркологических диспансерах пациенты, не представляющие социальной активности, должны регистрироваться на консультативной основе. На обязательном учете должны находиться только больные с тяжелыми и стойкими болезненными проявлениями, социально дезадаптированные, нарушающие правопорядок, представляющие опасность для себя, семьи и общества.

Приоритет в медицинской наркологической помощи должен принадлежать максимально раннему выявлению лиц с алкогольными проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, больных на начальных стадиях заболевания - с обязательным участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей, психологов, социальных работников.

Наркологическая помощь должна быть многоступенчатой, нацеленной на последовательные процессы первичной профилактики, диагностики, оказания неотложной помощи, лечения, вторичной профилактики (предупреждение и купирование рецидивов у больных алкоголизмом), реабилитации. Развитие реабилитационного звена наркологической службы способно существенно повысить эффективность ее работы и ее авторитет среди населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»