Анализ фактических показателей в здравоохранении Республики Саха (Якутия) в сравнении со среднероссийскими нормативами, 2005 год
Показатели | Дополнительные показатели | Целевые | Республика |
Структура расходов | скорая | 5% | 6,2% |
амбулаторная | 45% | 29,9% | |
стационарная | 50% | 63,9% | |
Количество | экспертная оценка | 260 |
|
|
| ||
Количество врачей | среднее по РФ в 2005 г., |
|
|
Количество |
|
|
|
| экспертная оценка | 70,0 |
|
среднее по РФ в 2005 г. | 99,3 | ||
план Минздрава РС(Я) | |||
| экспертная оценка | 18 |
|
среднее по РФ в 2005 г. | 22,3 | ||
Норматив РФ по Программе |
| ||
Среднее пребывание |
|
| |
| Норматив РФ по Программе |
|
|
Численность |
|
| |
Количество |
|
|
Как свидетельствуют приведенные данные по здравоохранению Республики Саха (Якутия), отмечается превышение некоторых показателей, установленных федеральными нормативно-правовыми актами: структура расходов по видам медицинской помощи, кроме посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тысяч населения - 275 посещений в смену (норматив Российской Федерации - 181,5); обеспеченность населения больничными койками в 2005 году составила 124,4 на 10 тысяч населения (по Российской Федерации показатель 2005 года - 99,3); число работающих в здравоохранении на 10 тыс. человек (по штатным должностям) на конец 2005 года - 331, что выше среднероссийского значения на 4,5% (316,6); уровень госпитализации превысил среднероссийское значение на 23,7%.
В 2006 году наметилась положительная динамика показателей деятельности учреждений здравоохранения: обеспеченность круглосуточными койками уменьшилась до 123,8 на 10 тысяч населения при сохранении уровня госпитализации 27,6 на 100 жителей; средняя длительность лечения снизилась с 14,5 до 14,2; больничная летальность стабильно не превышает 0,7; работа койки в году остается на уровне показателей по РФ - 316 дней. Улучшились демографические показатели, такие как младенческая смертность (снижена с 11,3 до 10,5 на 1000 родившихся живыми); общая смертность населения (снижение с 10,2 до 9,7 на 1000 населения); сохраняется в течение ряда лет естественный прирост населения - 4,7 %.
Существенная отдаленность от центральных районных больниц и республиканских специализированных лечебных учреждений большинства населенных пунктов республики в условиях бездорожья, слабой транспортной инфраструктуры, в условиях принятых полномочий по обеспечению первичной медико-санитарной помощи приводит к наличию значительного числа медицинских учреждений первичного звена в сельской местности, крайне слабо оснащенных кадрами, финансовыми ресурсами, вынужденных содержать излишний коечный фонд, происходит перераспределение ограниченных ресурсов здравоохранения в пользу республиканских учреждений, неэффективная их концентрация в стационарных учреждениях. Все это свидетельствует о необходимости оптимизации ресурсов и модернизации здравоохранения в целом. С 1994 года на территории Республики Саха (Якутия) внедрена страховая медицина. В 2004 году была проведена апробация подушевого финансирования на 10 пилотных площадках, давших импульс развития системы первичного звена здравоохранения, улучшения ситуации по управлению качеством медицинской помощи.
Реализация поставленных задач по эффективности управления и использования финансовых ресурсов в отрасли "Здравоохранение" определена конкретными мероприятиями и решениями и регламентирована нормативными документами, принятыми в течение 2006-2007 годов:
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2007 года N 440 "Об утверждении Порядка расчета нормативов финансирования Программы государственных гарантий оказания населению Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи";
Подготовлен и согласован с главами муниципальных образований и министерствами и ведомствами проект распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) "О "пилотных площадках" по переходу на нормативное бюджетирование, ориентированное на результат, и отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения Республики Саха (Якутия)".
Проведены собрания в трудовых коллективах лечебных учреждений, переводимых на нормативное финансирование и отраслевую заработную плату и получено согласие трудовых коллективов.
По отрасли "Здравоохранение" предусматривается в течение 2007-2011 годов сокращение круглосуточной коечной сети на 1077 коек, реструктуризация специализированных коек в пределах существующей сети, вывод сервисных структур из состава лечебных учреждений, создание системы врача общей практики - строительство 15 офисов врачей общей практики и создание 16 офисов врачей общей практики путем реорганизации сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий, создание пунктов телемедицины для дистанционной диагностики и консультаций, что позволит сократить расходы на санитарную авиацию.
Экономические механизмы стимулирования оптимизации расходов отрасли "Здравоохранение" утверждены Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2007 года N 443 "Об экономическом стимулировании оптимизации бюджетных расходов учреждений общего образования и здравоохранения Республики Саха (Якутия)", согласно которому высвобождаемые средства по итогам оптимизации расходов сохраняются в распоряжении бюджетных учреждений здравоохранения и образования.
Утверждены нормативы финансовых затрат на получение медицинских услуг в расчете на одного жителя и на их основе порядок расчета нормативов финансирования Программы государственных гарантий оказания населению Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи, которые с 01 января 2008 года будут апробированы на 10 "пилотных" площадках.
На основании уровня подготовки перевода лечебных учреждений на нормативное финансирование Республика Саха (Якутия) включена в число 19 экспериментальных площадок Министерства здравоохранения и социального развития РФ по переходу на новые формы финансирования. Вводятся изменения в механизм финансирования лечебных учреждений в зависимости от результата выполнения плановых заданий Программы государственных гарантий оказания населению Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи. Будет внедрена новая система оплаты труда, предусматривающая стимулирование медицинских работников по определенным результатам (критериям). В целях создания объективности оценки результатов труда медицинских работников планируется разработка специальной программы по выполнению установленных критериев.
В течение 2007 года велась подготовительная работа:
разработаны нормативы расходов бюджетных услуг для лечебных учреждений в расчете на 1 жителя;
разработан новый механизм финансирования в зависимости от объема оказанных услуг;
разрабатывается новая система оплаты труда, предусматривающая стимулирование медицинских работников по определенным результатам.
Нормативы расходов бюджетных услуг для лечебных учреждений разработаны по медицинским услугам. Расходы на капитальные вложения, коммунальные услуги, государственные гарантии по социальной защите не нормируются. Новый механизм финансирования предполагает финансирование из двух источников: республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования и введение мониторинга объема оказанных услуг и финансирование по результатам работы. Мониторинг оказания медицинских услуг возлагается на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, который будет ежеквартально доводить информацию до главных распорядителей бюджетных средств и средств ОМС для корректировки объемов финансирования.
Предлагается в течение пяти лет адаптационного периода обеспечить 100%-ый объем потребности нормативного финансирования лечебно-профилактических учреждений, участвующих в эксперименте, чтобы исключить социальные риски и обеспечить постепенный переход на нормативное бюджетное финансирование и новую систему оплаты труда, а также стимулирование учреждений на выполнение объемов и качества медицинской помощи.
2.1. Мероприятия, позволяющие достичь поставленной задачи
Наиболее важными этапами для успешного решения проблемы оптимизации ресурсов здравоохранения в Республике Саха (Якутия) в 2008-2010 годах являются следующие:
I этап (2008 год). Организационно-правовые мероприятия