В 2007 году в Российской Федерации впервые в ранге федерального принят Закон о федеральном бюджете на среднесрочную перспективу (2008-2010 гг.), субъектам Федерации рекомендовано принятие либо аналогичных среднесрочных бюджетов, либо годового бюджета в качестве Закона с утверждением среднесрочного финансового плана на два последующих года. В Республике Саха (Якутия) выбран второй вариант.
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы (согласно внесенному в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проекту Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год" и среднесрочному финансовому плану)
(млн. рублей)
Показатели | Плановый период | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Государственный бюджет | |||
Доходы | 58 879,8 | 64 103,9 | 72 032,5 |
Расходы - всего | 60 811,5 | 64 103,9 | 72 032,5 |
в т.ч. межбюджетные трансферты местным бюджетам | 27 145,9 | 29 925,3 | 33 251,7 |
Профицит ( + ), дефицит ( - ) | -1 931,7 | 0,0 | 0,0 |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования | |||
Доходы | 4 881,6 | 5 623,4 | 5 851,2 |
Расходы | 4 881,6 | 5 623,4 | 5 851,2 |
Профицит ( + ), дефицит ( - ) | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Государственный долг Республики Саха (Якутия) | |||
На начало года | 14 020,6 | 14 885,5 | 15 628,3 |
На конец года | 14 885,5 | 15 628,3 | 15 338,9 |
Справочно: консолидированные бюджеты муниципальных образований | |||
Доходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 843,1 | 7 434,7 | 8 085,3 |
Доходы с учетом межбюджетных трансфертов | 33 988,9 | 37 360,0 | 41 337,0 |
Расходы | 33 988,9 | 37 360,0 | 41 337,0 |
Профицит ( + ), дефицит ( - ) | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Итого по бюджетной системе Республики Саха (Якутия) | |||
Доходы | 70 604,5 | 77 162,0 | 85 969,1 |
То же в процентах к внутреннему валовому продукту | 24,7% | 23,7% | 22,3% |
Расходы | 72 536,1 | 77 162,0 | 85 969,1 |
То же в процентах к внутреннему валовому продукту | 25,3% | 23,7% | 22,3% |
Баланс | -1 931,7 | 0,0 | 0,0 |
Как видно из представленной Таблицы 1, в настоящее время в бюджетной системе Республики Саха (Якутия) консолидируется около 25% по доходам и 25,3% по расходам валового регионального продукта, к 2010 году эта цифра снизится до 22,3%. Это вдвое меньше, чем консолидируется бюджетной системой Российской Федерацией в целом по отношению к её валовому национальному продукту.
Общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008 год определен в размере 58 879,8 млн.рублей, объем расходов - 60 811,5 млн.рублей. На 2009 и 2010 годы доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) планируются в размере 64 103,9 и 72 032, 5 млн. рублей соответственно.
На 2008 год прогнозируемый дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составит около 2 млрд.рублей, однако на 2009-2010 годы запланированы бездефицитные бюджеты, что является существенным шагом вперед .
Таблица 2
Структура доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы
(млн.руб.)
Прогноз на 2007 год | Уд. вес (%) | Прогноз на 2008 год | Уд. вес (%) | Прогноз на 2009 год | Уд. вес (%) | Прогноз на 2010 год | Уд. вес (%) | |
Налоговые доходы | 21 702,8 | 43,9 | 25 299,9 | 43,0 | 28 690,4 | 44,8 | 33 465,5 | 46,4 |
Неналоговые доходы | 6 682,5 | 13,5 | 5 761,6 | 9,8 | 5 639,7 | 8,8 | 5 602,1 | 7,8 |
Безвозмездные поступления | 21 061,9 | 42,6 | 27 818,3 | 47,2 | 29 773,8 | 46,4 | 32 964,9 | 45,8 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 49 447,2 | 100,0 | 58 879,8 | 100,0 | 64 103,9 | 100,0 | 71 993,7 | 100,0 |
Основная масса налоговых поступлений (94%) обеспечивается за счет четырех налогов - на прибыль (треть), НДФЛ (около трети), НДПИ (22%) и налога на имущество (14%), их доля в структуре среднесрочного бюджетного планирования возрастает с 43% до 46,4%. Что касается доли неналоговых поступлений - их доля уменьшается практически вдвое - с 13,5% в 2007 году до 7,8% в 2010 году, в связи с изменением имущественных отношений с АК "АЛРОСА" (ЗАО). Снижение неналоговых доходов с 2007 года связано с отменой арендных платежей АК "АЛРОСА", зачислявшихся в неналоговые доходы бюджета Республики Саха (Якутия).
К факторам, не носящим прогрессивный характер, относится существенное наращивание в структуре доходов государственного бюджета 2008 года доли безвозмездных поступлений до 47,2%, 46,4% в 2009 году и 45,8% в 2010 году.
Общий объем расходов государственного бюджета на 2008 год определен на уровне 60 811,5 млн.рублей, 2009 год - 64 103,9 млн. рублей, 2010 год - 72 032,5 млн. рублей (таблица 3). Темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составят в 2008 году -114,9 %, 2009 году - 104,9%, 2010 году - 112,3%. Анализ структуры расходов свидетельствует о том, что на первом месте по удельному весу находятся межбюджетные трансферты (44-46% всех расходов), направляемые в местные бюджеты всех уровней. Второе место по удельному весу занимает социальная составляющая расходов бюджета, которая устойчиво составляет около трети всех его расходов - 27% (6463,8 млн.руб. в 2008 году, 17436,4 - в 2009 году, 18953,5 - в 2010 году). К социальной составляющей относятся расходы на образование, культуру и СМИ, здравоохранение, социальную политику, ЖКХ и охрану окружающей среды, хотя два последних раздела не относятся обычно к "социальному" бюджету, несмотря на их ярко выраженную социальную направленность.
На третьем месте в расходах государственного бюджета находятся расходы на экономику (15% в среднесрочном финансовом плане), что отражает позитивные усилия органов власти и управления в развитии экономического потенциала республики. Четвертый вид расходов - на управление и обеспечение внутренней и внешней безопасности имеет устойчивую тенденцию к снижению - 12,5% в 2008 году, 11,5% в 2009 году и 11,1% в 2010 году, что свидетельствует о прогрессивных тенденциях с точки зрения оптимизации расходов на данные цели. И крайне важная тенденция - сокращение до нуля в среднесрочном финансовом плане дефицита государственного бюджета - подтверждает предыдущий вывод. Вместе с тем, в сложившихся условиях органам власти и управления Республики Саха (Якутия) необходимы дополнительные усилия для снижения дотационности государственного бюджета путем наращивания налоговой и неналоговой составляющей доходов, а также оптимизации структуры всех расходов, производимых из бюджета республики.
Таблица 3
Основные расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы