Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы

Раздел 1. Анализ исходного состояния доходов и расходов государственного и консолидированного бюджетов Республики Саха (Якутия) за 2007 год и на 2008-2010 годы


В 2007 году в Российской Федерации впервые в ранге федерального принят Закон о федеральном бюджете на среднесрочную перспективу (2008-2010 гг.), субъектам Федерации рекомендовано принятие либо аналогичных среднесрочных бюджетов, либо годового бюджета в качестве Закона с утверждением среднесрочного финансового плана на два последующих года. В Республике Саха (Якутия) выбран второй вариант.

Таблица 1

Основные параметры бюджетной системы Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы (согласно внесенному в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проекту Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год" и среднесрочному финансовому плану)

 (млн. рублей)

Показатели

Плановый период

2008 год

2009 год

2010 год

Государственный бюджет

Доходы

58 879,8

64 103,9

72 032,5

Расходы - всего

60 811,5

64 103,9

72 032,5

в т.ч. межбюджетные трансферты местным бюджетам

27 145,9

29 925,3

33 251,7

Профицит ( + ), дефицит ( - )

-1 931,7

0,0

0,0

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Доходы

4 881,6

5 623,4

5 851,2

Расходы

4 881,6

5 623,4

5 851,2

Профицит ( + ), дефицит ( - )

0,0

0,0

0,0

Государственный долг Республики Саха (Якутия)

На начало года

14 020,6

14 885,5

15 628,3

На конец года

14 885,5

15 628,3

15 338,9

Справочно: консолидированные бюджеты муниципальных образований

Доходы без учета межбюджетных трансфертов

6 843,1

7 434,7

8 085,3

Доходы с учетом межбюджетных трансфертов

33 988,9

37 360,0

41 337,0

Расходы

33 988,9

37 360,0

41 337,0

Профицит ( + ), дефицит ( - )

0,0

0,0

0,0

Итого по бюджетной системе Республики Саха (Якутия)

Доходы

70 604,5

77 162,0

85 969,1

То же в процентах к внутреннему валовому продукту

24,7%

23,7%

22,3%

Расходы

72 536,1

77 162,0

85 969,1

То же в процентах к внутреннему валовому продукту

25,3%

23,7%

22,3%

Баланс

-1 931,7

0,0

0,0

Как видно из представленной Таблицы 1, в настоящее время в бюджетной системе Республики Саха (Якутия) консолидируется около 25% по доходам и 25,3% по расходам валового регионального продукта, к 2010 году эта цифра снизится до 22,3%. Это вдвое меньше, чем консолидируется бюджетной системой Российской Федерацией в целом по отношению к её валовому национальному продукту.

Общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008 год определен в размере 58 879,8 млн.рублей, объем расходов - 60 811,5 млн.рублей. На 2009 и 2010 годы доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) планируются в размере 64 103,9 и 72 032, 5 млн. рублей соответственно.

На 2008 год прогнозируемый дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составит около 2 млрд.рублей, однако на 2009-2010 годы запланированы бездефицитные бюджеты, что является существенным шагом вперед .

Таблица 2

Структура доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы

 (млн.руб.)

Прогноз на 2007 год

Уд. вес (%)

Прогноз на 2008 год

Уд. вес (%)

Прогноз на 2009 год

Уд. вес (%)

Прогноз на 2010 год

Уд. вес (%)

Налоговые доходы

21 702,8

43,9

25 299,9

43,0

28 690,4

44,8

33 465,5

46,4

Неналоговые доходы

6 682,5

13,5

5 761,6

9,8

5 639,7

8,8

5 602,1

7,8

Безвозмездные поступления

21 061,9

42,6

27 818,3

47,2

29 773,8

46,4

32 964,9

45,8

ИТОГО ДОХОДОВ

49 447,2

100,0

58 879,8

100,0

64 103,9

100,0

71 993,7

100,0

Основная масса налоговых поступлений (94%) обеспечивается за счет четырех налогов - на прибыль (треть), НДФЛ (около трети), НДПИ (22%) и налога на имущество (14%), их доля в структуре среднесрочного бюджетного планирования возрастает с 43% до 46,4%. Что касается доли неналоговых поступлений - их доля уменьшается практически вдвое - с 13,5% в 2007 году до 7,8% в 2010 году, в связи с изменением имущественных отношений с АК "АЛРОСА" (ЗАО). Снижение неналоговых доходов с 2007 года связано с отменой арендных платежей АК "АЛРОСА", зачислявшихся в неналоговые доходы бюджета Республики Саха (Якутия).

К факторам, не носящим прогрессивный характер, относится существенное наращивание в структуре доходов государственного бюджета 2008 года доли безвозмездных поступлений до 47,2%, 46,4% в 2009 году и 45,8% в 2010 году.

Общий объем расходов государственного бюджета на 2008 год определен на уровне 60 811,5 млн.рублей, 2009 год - 64 103,9 млн. рублей, 2010 год - 72 032,5 млн. рублей (таблица 3). Темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составят в 2008 году -114,9 %, 2009 году - 104,9%, 2010 году - 112,3%. Анализ структуры расходов свидетельствует о том, что на первом месте по удельному весу находятся межбюджетные трансферты (44-46% всех расходов), направляемые в местные бюджеты всех уровней. Второе место по удельному весу занимает социальная составляющая расходов бюджета, которая устойчиво составляет около трети всех его расходов - 27% (6463,8 млн.руб. в 2008 году, 17436,4 - в 2009 году, 18953,5 - в 2010 году). К социальной составляющей относятся расходы на образование, культуру и СМИ, здравоохранение, социальную политику, ЖКХ и охрану окружающей среды, хотя два последних раздела не относятся обычно к "социальному" бюджету, несмотря на их ярко выраженную социальную направленность.

На третьем месте в расходах государственного бюджета находятся расходы на экономику (15% в среднесрочном финансовом плане), что отражает позитивные усилия органов власти и управления в развитии экономического потенциала республики. Четвертый вид расходов - на управление и обеспечение внутренней и внешней безопасности имеет устойчивую тенденцию к снижению - 12,5% в 2008 году, 11,5% в 2009 году и 11,1% в 2010 году, что свидетельствует о прогрессивных тенденциях с точки зрения оптимизации расходов на данные цели. И крайне важная тенденция - сокращение до нуля в среднесрочном финансовом плане дефицита государственного бюджета - подтверждает предыдущий вывод. Вместе с тем, в сложившихся условиях органам власти и управления Республики Саха (Якутия) необходимы дополнительные усилия для снижения дотационности государственного бюджета путем наращивания налоговой и неналоговой составляющей доходов, а также оптимизации структуры всех расходов, производимых из бюджета республики.

Таблица 3

Основные расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы