Анализ изменений социальных показателей свидетельствует о многих положительных тенденциях в развитии социальной сферы Республики Саха (Якутия). К примеру, Республика Саха (Якутия) стабильно входит в состав немногих регионов России, в которых сохранился естественный прирост населения. В 2010 году коэффициент естественного прироста населения в Республике Саха (Якутия) составил 7,1 на 1000 населения (2009 год - 7,0). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения республики составила 958,3 тыс. человек с приростом на 8,5 тысяч человек. В структуре всего населения республики 26,4% составляют дети в возрасте до 17 лет включительно (250 690 детей). Показатель младенческой смертности, характеризующий не только качество оказания медицинской помощи женщинам и детям, но и уровень социального благополучия населения, продолжает снижаться и по предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) за 2010 год составил 7,2 на 1000 родившихся живыми, что на 19,1% ниже, чем в 2009 году.
Введение разнообразных мер государственной поддержки семей с детьми, в том числе учреждение материнского (семейного) капитала, стало катализатором значительного роста рождаемости. В 2010 году детскими государственными пособиями обеспечены около 130 тысяч получателей на общую сумму свыше 1,5 млрд рублей. Меры, предпринимаемые в рамках демографического развития, позволяют ежегодно улучшать качество здоровья и социальное положение семей.
Однако, одной из актуальных социальных задач республики продолжает оставаться решение проблем семейного и детского неблагополучия и в первую очередь сокращение социального сиротства. Более 5,6 тысяч детей сегодня относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10% из которых проживают в интернатных учреждениях, остальные устроены в замещающие семьи. Позитивным в данном случае является ежегодное увеличение доли детей, устроенных в семьи, в 2008 году этот показатель составлял 88,9%, в 2010 году - 90,4% (среднероссийский показатель – 63%).
Отдельным категориям граждан республики, начиная с 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации, которые включают ежемесячные денежные выплаты, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на транспорте к месту лечения и обратно.
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) численность получателей ежемесячных денежных выплат на 01.10.2010 составила 59 490 человек и возросла по сравнению с данными 2005 года на 12,5%. Средний размер ежемесячных денежных выплат возрос в 1,8 раза. Отдельным категориям граждан республики предоставляются меры социальной поддержки за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), которые включают денежные выплаты (регулярные и единовременные выплаты и денежные компенсации) и расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в натуральной форме (набор социальных услуг и другие).
Исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по комплексной реабилитации и адаптации инвалидов, содействию занятости инвалидов, поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов, что является основой для интеграции инвалидов в семью и общество. В республике функционируют 9 реабилитационных центров, 6 из которых - детские. В каждом районе введены должности реабилитологов. Из республиканского бюджета ежегодно выделяется более 117,3 млн рублей на оказание дополнительных мер поддержки инвалидам: обеспечение дополнительных технических средств реабилитации, оплата проезда до места учебы, лечения и реабилитации в республиканских учреждениях, организацию летнего оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. Принимаемые Правительством Республики Саха (Якутия) меры по оздоровлению населения позволили повысить показатели суммарной реабилитации инвалидов: в 2010 году данный показатель составил 9,7% против 6,5% - в 2008 году.
Вместе с тем, количество инвалидов растет и составляет 53,6 тысяч человек (5,5% всего населения республики), в том числе 6 316 детей-инвалидов. За последние пять лет отмечается увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами. При этом показатель первичного выхода на инвалидность населения старше 18 лет ниже, а детского населения - выше среднероссийского показателя.
В республике отмечается увеличение числа подростков, страдающих психическими расстройствами и болезнями нервной системы, причем, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще подвержены такого рода заболеваниям.
Распространенность алкоголизма (включая алкогольные психозы) в 2010 году увеличилась на 2,3% и составила 1 938,7 больных на 100 тыс. населения, превысив среднероссийский показатель на 27,2%. Растут наркологические расстройства у детей и подростков, в том числе зависимость от ненаркотических психоактивных веществ у детей - 109,4 на 100 тыс. населения, употребление алкоголя и наркотиков – 32,3 и 0,6 на 100 тыс. населения соответственно. Отмечается значительный рост алкоголизма и алкогольных психозов среди женщин, средний возраст которых 25-39 лет и многие имеют от 2 до 4 детей.
Положение семей с детьми усугубляется и последствиями финансово-экономического кризиса, и отсутствием рабочих мест, особенно в сельской местности. Низкий уровень доходов, соответственно низкое качество жизни, нестабильное положение приводят к социальному неблагополучию, разрыву внутрисемейных взаимоотношений, домашнему насилию, алкоголизации населения.
В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей республики находится 31 государственное учреждение, в том числе 19 социально реабилитационных центров для несовершеннолетних, 12 центров социальной помощи семье и детям, 5 филиалов Республиканского социального центра для несовершеннолетних в северных улусах (районах). На начало 2011 года на профилактическом учете в этих учреждениях состояло 5 657 семей, воспитывающих 11 164 ребенка, из которых в социально опасном положении находились 2 479 семей.
Сегодня в республике сохраняются и продолжают развиваться традиционные художественные промыслы. При этом более 50% народных мастеров и художников не реализуют творческий потенциал в полной мере из-за отсутствия денежных средств на приобретение местных материалов, оборудования, содержания творческих и производственных мастерских.
Одним из путей сохранения и восполнения духовного потенциала государства, как основы его нравственной безопасности, является реализация комплексных мер по развитию народного прикладного искусства и художественных промыслов, способствующих полноценному развитию и воспитанию подрастающего поколения на исторических традициях, способствующих поднятию национального самосознания.
Существующие в республике в настоящее время нормативные акты в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не в полной мере отражают то особое положение, которое эти организации занимают в ряду некоммерческих структур. Необходимо устранить пробел в нормативном правовом пространстве Республики Саха (Якутия), что позволит более полно и эффективно использовать возможности социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития республики за счет наращивания потенциала некоммерческих организаций и обеспечения максимально эффективного его использования.
С учетом изложенных проблем видится эффективным выстраивание системы мер государственной поддержки социально значимых программ и проектов, направленных на решение отдельных социальных задач государства, путем развития социального партнерства с сектором социально ориентированных некоммерческих организаций.
Разработка и реализация мероприятий Программы в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций обусловлена необходимостью:
дальнейшего нормативного правового оформления механизмов взаимодействия государства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
конкретизации первоочередных задач в организации совместной деятельности государственных и негосударственных структур социальной направленности;
осуществления на практике комплекса мер, направленных на поддержку некоммерческих организаций.
Предлагаемая Программа должна стать логическим продолжением начатой в этом направлении работы в рамках приоритетных направлений социального развития республики.
Основными преимуществами решения поставленных задач программными методами являются:
распределение полномочий и ответственности между исполнителями и соисполнителями;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций по приоритетным социальным направлениям;
обеспечение скоординированности действий и минимизация дублирующих функций;
обеспечение прозрачности системы мер государственной поддержки и мониторинг эффективности направляемой помощи;
обозначение критериев оценки и социально-экономических последствий.
Реализация программно-целевого метода решения поставленных задач должна позволить достичь наиболее оптимальных качественных и количественных положительных результатов, создаст основу для поступательного развития институтов гражданского общества в республике.