При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную поддержку и улучшение положения пожилых людей в Республике Саха (Якутия), учитывается, что средний возраст населения республики устойчиво увеличивается. Так, по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) средний возраст населения республики в динамике последних лет составлял:
на начало 2003 года - 31,5 лет;
на начало 2004 года - 31,7 лет;
на начало 2005 года - 31,95 лет.
На фоне уменьшения общей численности населения республики, увеличивается доля людей пожилого возраста, что обуславливает дальнейшее развитие процесса старения населения. Количество граждан пожилого (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) возраста в Республике Саха (Якутия) составляло:
2001 год - 103885 человек (10,6% от общей численности населения);
2002 год - 104947 человек (10,7% от общей численности населения);
2003 год - 105009 человек (10,8% от общей численности населения);
2004 год - 105125 человек (11% от общей численности населения).
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом, ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Неблагоприятная тенденция наблюдается и в системе стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан старшего поколения. За последние годы число стационарных учреждений социального обслуживания практически не увеличилось, при сохраняющейся очередности на поступление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
На начало 2005 года в Республике Саха (Якутия) функционирует 25 стационарных учреждений социального обслуживания общего типа (за исключением психоневрологических домов-интернатов) на 1146 койко-мест. Кроме стационарного социального обслуживания, одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются социальные услуги в надомных условиях. Развернутая сеть отделений социального обслуживания на дому составляет в настоящее время 39 отделений (по одному в каждом улусе и 5 отделений в г.Якутске). При этом, обеспеченность учреждениями социального обслуживания в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день составляет 45% от необходимого нормативного количества данных учреждений (в среднем по Российской Федерации - 70 %). Поэтому в настоящее время потребность граждан пожилого возраста в предоставлении как стационарного, так и надомного социального обслуживания, в республике сохраняется и ежегодно увеличивается. Так, численность лиц, состоящих на очереди на поступление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также для принятия на надомное обслуживание составляла:
В дома-интернаты | На надомное обслуживание | |
2002 год | 89 человек | 548 человек |
2003 год | 96 человек | 550 человек |
2004 год | 118 человек | 559 человек |
В связи с этим, актуальным остается вопрос дальнейшего развития сети учреждений, предоставляющих социальные услуги гражданам старшего поколения, укрепление и обновление материально-технической базы учреждений. Большой износ зданий и оборудования стационарных учреждений, недостаточное текущее бюджетное финансирование отрицательно сказываются на организации качественной медико-социальной помощи и реабилитации проживающих в учреждениях. Анализ фактического финансирования республиканских домов-интернатов по статье "Приобретение предметов длительного пользования" за последние годы показывает, что финансирование осуществляется не в полном объеме и не отвечает реальным потребностям учреждений:
2002 год |
2003 год |
2004 год |
При этом, в настоящее время в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, предоставление высококачественных услуг реабилитационной и социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни.
Хотя в последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач. С принятием в 2004 году федерального закона от 22.08.04г N 122-ФЗ (статья 65), разработка и финансирование целевых программ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Финансирование из средств федеральных целевых программ в области социального обслуживания населения осуществляться не будет.
Таким образом, необходима разработка и принятие республиканской целевой программы в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения. Реализация мероприятий Программы позволит скоординировать деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций и общественных объединений по реализации государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.