Муниципальное образование _____________________________________
Пока- затель | Фактические данные для расчета показателя | Фактическое значение показателя | Требования выполнены, невыполнены | Оценка показателя |
Р1 | СДН = 4500, МПМ = 4300 | 1,05 | 1 | 0,4725 |
Р2 | РДДi= 5000, РДДi-1 = 5200 | 0,96 | 0 | 0 |
. | . | . | . | . |
Итого по МО: | 1 | 0,4725 |
В данном разделе оценивается способность муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели отражают как текущую платежеспособность муниципалитетов Республики Саха (Якутия), так и их финансовый потенциал.
1.1. Блок "Уровень жизни населения"
В этом тематическом блоке оценивается общее благосостояние населения как показатель, характеризующий перспективы роста местной экономики, и влияющий на устойчивость налоговой базы бюджета муниципального образования Республики Саха (Якутия). Данный блок включает 3 показателя.
Показатель Р1 "Отношение среднедушевых денежных доходов населения
к прожиточному минимуму"
Показатель рассчитывается как отношение объема денежных доходов на душу населения, определенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее - ТО ФС ГС по РС(Я)), к среднедушевому прожиточному минимуму, установленному Правительством Республики Саха (Якутия). Показатель отражает уровень жизни населения, определяющий относительный размер налоговой базы и различия в потребности расходов бюджета на социальную политику. При необходимости органы местного самоуправления с высоким уровнем жизни населения могут устанавливать более высокие ставки платежей за оказание бюджетных услуг. В муниципальных образованиях, где население имеет относительно низкие доходы, эта возможность существенно меньше. В таких муниципальных образованиях население испытывает большую потребность в социальных расходах, что также оказывает дополнительное давление на бюджет.
Показатель Р2 "Динамика реальных денежных доходов на душу населения"
Динамика реальных денежных доходов на душу населения отражает перспективы роста местной экономики в краткосрочном периоде. Рост реальных денежных доходов населения свидетельствует о позитивной динамике в местной экономике и является дополнительным фактором роста местной экономики в связи с последующим ростом потребительских расходов и (или) сбережений. Падение реальных денежных доходов приводит к сужению потребительского спроса, что, в свою очередь, угрожает спадом в экономике, снижением налоговых доходов и ухудшением сбалансированности бюджета.
Данный показатель входит в состав официальной статистики, публикуемой Федеральной службой государственной статистики России. Значение показателя соответствует динамике реальных денежных доходов на душу населения.
Показатель Р3 "Динамика доли занятого населения"
Данный показатель рассчитывается на основе публикуемых Федеральной службой государственной статистики России данных официальной статистики, как изменение доли занятого в экономике населения от всего населения муниципального образования. Доля занятого в экономике населения рассчитывается как отношение численности занятых в экономике к численности населения муниципального образования.
Динамика доли занятого населения отражает риски, связанные с ростом расходов бюджета, обусловленных повышением доли "зависимого" населения. Данный показатель отражает тенденцию изменения демографической нагрузки на бюджет. Чем выше доля занятого населения в экономике муниципального образования, тем ниже потребность в бюджетных услугах, финансируемых из бюджета муниципального образования, и, следовательно, ниже налоговая нагрузка на экономику. Отрицательное значение рассматриваемого показателя свидетельствует о наличии существенного риска роста расходов бюджета в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями. Помимо роста расходов уменьшение доли занятого населения чревато падением доходов, так как уменьшение занятости сопровождается сужением налоговой базы. С другой стороны, позитивная динамика численности занятых в экономике свидетельствует о росте налоговой базы.
1.2. Блок "Финансовая гибкость"
В данном блоке оцениваются возможности муниципального образования Республики Саха (Якутия) по маневрированию финансовыми средствами. Показатели блока отражают способность муниципалитета сократить расходную часть бюджета и увеличить поступления доходов в случае необходимости. Также в данном блоке оцениваются динамика показателей доходов и расходов, безвозмездной финансовой помощи, первоочередных и капитальных расходов, просроченной кредиторской задолженности и их влияние на финансовую гибкость.
Показатель Р4 "Доля первоочередных расходов в расходах бюджета"
Объем первоочередных расходов бюджета для расчета данного показателя определяется как сумма обязательных расходов бюджета (по кодам классификации операций сектора государственного управления). К расходам с предлагаемой методикой относятся: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, обслуживание внутреннего долга, пособия по социальной помощи населению. Данный показатель отражает долю вышеперечисленных расходов во всех расходах местного бюджета.
Данный показатель позволяет оценить долю расходов, сокращение которых может привести к негативным социальным последствиям или дефолту. Значительная доля обязательных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета муниципальное образование столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.
Показатель Р5 "Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года"
Объем капитальных вложений, используемый для определения значения данного показателя, включает расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе:
расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;
иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципального образования;
другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.