ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2008 года N 450
Об утверждении Методики оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)
Утратило силу - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.08.2012 N 330
В соответствии с пунктом 2.8 Программы реформирования региональных финансов Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года N 548, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.):
2.1. Проводить оценку платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований ежегодно в соответствии с утвержденной Методикой.
2.2. Публиковать результаты оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на официальном сайте Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) ежегодно представлять необходимую информацию для проведения оценки платежеспособности и качества управления финансами Министерству финансов Республики Саха (Якутия).
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 385 "Об утверждении методики оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
5. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
7. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
МЕТОДИКА
оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)
Настоящая методика устанавливает систему показателей, характеризующих платежеспособность и качество управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Для расчета показателей используются данные месячной и годовой отчетности об исполнении бюджета, статистической отчетности, долговой книги муниципального образования, бюджета, утвержденного решением муниципального образования, и другие.
Для каждого показателя установлено нормативное значение. Если фактическое значение показателя не соответствует нормативному значению, то оценка по данному показателю равна 0 баллов. Если фактическое значение показателя соответствует нормативному значению, то оценка по показателю равна 1 баллу. Если для определения значения какого-либо показателя платежеспособности и качества управления финансами муниципального образования предоставленных исходных данных недостаточно, то по данному показателю оцениваемый муниципалитет получает 0 баллов.
Оценка по показателю определяется как произведение фактических значений показателя на соответствующий удельный вес с учетом полученных баллов. Итоговая оценка платежеспособности и качества управления финансами (CРi) определяется как сумма полученных оценок по показателю. Данные представляются муниципальными образованиями в форме таблицы с представлением всех материалов, необходимых для проведения мониторинга.
Муниципальное образование _____________________________________
Пока- затель | Фактические данные для расчета показателя | Фактическое значение показателя | Требования выполнены, невыполнены | Оценка показателя |
Р1 | СДН = 4500, МПМ = 4300 | 1,05 | 1 | 0,4725 |
Р2 | РДДi= 5000, РДДi-1 = 5200 | 0,96 | 0 | 0 |
. | . | . | . | . |
Итого по МО: | 1 | 0,4725 |
В данном разделе оценивается способность муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели отражают как текущую платежеспособность муниципалитетов Республики Саха (Якутия), так и их финансовый потенциал.
1.1. Блок "Уровень жизни населения"
В этом тематическом блоке оценивается общее благосостояние населения как показатель, характеризующий перспективы роста местной экономики, и влияющий на устойчивость налоговой базы бюджета муниципального образования Республики Саха (Якутия). Данный блок включает 3 показателя.
Показатель Р1 "Отношение среднедушевых денежных доходов населения
к прожиточному минимуму"
Показатель рассчитывается как отношение объема денежных доходов на душу населения, определенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее - ТО ФС ГС по РС(Я)), к среднедушевому прожиточному минимуму, установленному Правительством Республики Саха (Якутия). Показатель отражает уровень жизни населения, определяющий относительный размер налоговой базы и различия в потребности расходов бюджета на социальную политику. При необходимости органы местного самоуправления с высоким уровнем жизни населения могут устанавливать более высокие ставки платежей за оказание бюджетных услуг. В муниципальных образованиях, где население имеет относительно низкие доходы, эта возможность существенно меньше. В таких муниципальных образованиях население испытывает большую потребность в социальных расходах, что также оказывает дополнительное давление на бюджет.
Показатель Р2 "Динамика реальных денежных доходов на душу населения"
Динамика реальных денежных доходов на душу населения отражает перспективы роста местной экономики в краткосрочном периоде. Рост реальных денежных доходов населения свидетельствует о позитивной динамике в местной экономике и является дополнительным фактором роста местной экономики в связи с последующим ростом потребительских расходов и (или) сбережений. Падение реальных денежных доходов приводит к сужению потребительского спроса, что, в свою очередь, угрожает спадом в экономике, снижением налоговых доходов и ухудшением сбалансированности бюджета.
Данный показатель входит в состав официальной статистики, публикуемой Федеральной службой государственной статистики России. Значение показателя соответствует динамике реальных денежных доходов на душу населения.
Показатель Р3 "Динамика доли занятого населения"
Данный показатель рассчитывается на основе публикуемых Федеральной службой государственной статистики России данных официальной статистики, как изменение доли занятого в экономике населения от всего населения муниципального образования. Доля занятого в экономике населения рассчитывается как отношение численности занятых в экономике к численности населения муниципального образования.
Динамика доли занятого населения отражает риски, связанные с ростом расходов бюджета, обусловленных повышением доли "зависимого" населения. Данный показатель отражает тенденцию изменения демографической нагрузки на бюджет. Чем выше доля занятого населения в экономике муниципального образования, тем ниже потребность в бюджетных услугах, финансируемых из бюджета муниципального образования, и, следовательно, ниже налоговая нагрузка на экономику. Отрицательное значение рассматриваемого показателя свидетельствует о наличии существенного риска роста расходов бюджета в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями. Помимо роста расходов уменьшение доли занятого населения чревато падением доходов, так как уменьшение занятости сопровождается сужением налоговой базы. С другой стороны, позитивная динамика численности занятых в экономике свидетельствует о росте налоговой базы.
1.2. Блок "Финансовая гибкость"
В данном блоке оцениваются возможности муниципального образования Республики Саха (Якутия) по маневрированию финансовыми средствами. Показатели блока отражают способность муниципалитета сократить расходную часть бюджета и увеличить поступления доходов в случае необходимости. Также в данном блоке оцениваются динамика показателей доходов и расходов, безвозмездной финансовой помощи, первоочередных и капитальных расходов, просроченной кредиторской задолженности и их влияние на финансовую гибкость.
Показатель Р4 "Доля первоочередных расходов в расходах бюджета"
Объем первоочередных расходов бюджета для расчета данного показателя определяется как сумма обязательных расходов бюджета (по кодам классификации операций сектора государственного управления). К расходам с предлагаемой методикой относятся: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, обслуживание внутреннего долга, пособия по социальной помощи населению. Данный показатель отражает долю вышеперечисленных расходов во всех расходах местного бюджета.
Данный показатель позволяет оценить долю расходов, сокращение которых может привести к негативным социальным последствиям или дефолту. Значительная доля обязательных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета муниципальное образование столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.
Показатель Р5 "Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года"
Объем капитальных вложений, используемый для определения значения данного показателя, включает расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе:
расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;
иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципального образования;
другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.
Данный показатель отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых муниципальным образованием. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о большей финансовой гибкости муниципального образования и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения данной потребности.
Показатель Р6 "Зависимость бюджета от финансовой помощи"
Зависимость бюджета муниципального образования от финансовой помощи определяется как отношение объема безвозмездных перечислений, полученных муниципальным образованием из бюджетов других уровней к общей сумме доходов. При этом объем безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней включает все доходы, полученные по коду вида доходов 2 00 0000 00 "Безвозмездные поступления".
Данный показатель характеризует зависимость доходов муниципального образования от безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного показателя, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов, в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства. Если значение показателя меньше 10%, то данный риск оказывает слабое влияние на общую платежеспособность.
Показатель Р7 "Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений"
Данный показатель рассчитывается как отношение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений муниципального образования к общей сумме расходов бюджета. Этот показатель отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования. Наличие значительной в сравнении с расходами бюджета просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности. В случае обращения кредиторов в суд и вынесения положительных для них судебных решений орган местного самоуправления будет вынужден погашать задолженность, что приведет к снижению ликвидности.
Показатель Р8 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям на оплату труда",
Показатель Р9 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг"
Данные показатели характеризуют просроченную кредиторскую задолженность. Эти показатели рассчитываются как отношение объема кредиторской задолженности муниципального образования к среднемесячному объему расходов бюджета на оплату труда, начислениям на оплату труда и оплату коммунальных услуг. Наличие данных задолженностей характеризует о том, что при всех равных условиях муниципальное образование будет вынуждено в первую очередь нести расходы по погашению данных задолженностей. Данная ситуация оказывает негативное влияние на уровень платежеспособности.
1.3. Блок "Долговая нагрузка"
Показатели данного блока отражают прямые риски, связанные с величиной и параметрами долговой нагрузки на бюджет и включает в себя оценку размеров и структуры долга муниципального образования Республики Саха (Якутия) по срочности, размеру выплат по обслуживанию и погашению долга.
Долговые обязательства для целей данного раздела включают все виды обязательств, составляющих муниципальный долг, в т. ч. задолженность по бюджетным ссудам и другим долговым обязательствам. Для расчета значений показателей данного блока необходима следующая информация по каждому действующему долговому обязательству муниципального образования: объем обязательства, сроки действия обязательства, ежегодные объемы погашения и обслуживания долга. Для определения значений показателя используются данные долговой книги муниципального образования.
Показатель Р10 "Отношение муниципального долга (без учета гарантий
и поручительств) к доходам бюджета"
Для расчета данного показателя под долгом муниципального образования понимаются долговые обязательства муниципального образования Республики Саха (Якутия) перед сторонними кредиторами, по которым муниципальное образование выступает заемщиком. Долг составляют кредитные соглашения и договоры, займы органа местного самоуправления, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг. В долг для целей расчета данного показателя не включаются гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц. Для расчета значения данного показателя рассчитывается сумма объемов действующих долговых обязательств, включая основную сумму долга и не включая процентные платежи. Далее полученное значение относится к общей сумме доходов бюджета. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств.
Показатель Р11 "Отношение объема выданных гарантий (поручительств)
к доходам бюджета"
Показатель отражает практику ограничения муниципальным образованием объема выдаваемых гарантий и поручительств по долговым обязательствам третьих лиц (юридических лиц, муниципальных образований). Гарантии и поручительства являются условными долговыми обязательствами, необходимость выплат по которым определяется финансовым состоянием заемщика, по обязательству которого выдана гарантия. В силу специфики гарантий как обязательств для объема действующих гарантий, необходимо устанавливать отдельное ограничение, закрепляемое нормативно-правовым актом. В обратном случае возникает риск увеличения муниципального долга в отсутствие долгосрочных ограничений на объем выданных гарантий, кроме установленных федеральным законодательством. В этой ситуации возникает опасность необходимости масштабных выплат по действующим договорам гарантии и поручительства в результате ухудшения финансового состояния всех получателей гарантий и их неспособности обслуживать гарантированные обязательства. Значительные выплаты по гарантиям, особенно в пределах текущего финансового года, способны серьезно ухудшить финансовое состояние муниципального образования.
Показатель Р12 "Отношение просроченных обязательств к доходам бюджета"
Данный показатель отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. При этом долговые обязательства муниципального образования дифференцируются по типам кредиторов: отдельно рассматриваются обязательства перед сторонними кредиторами и обязательства перед бюджетами других уровней - выданные им кредиты и бюджетные ссуды, а также гарантии и поручительства муниципального образования по долговым обязательствам третьих лиц перед бюджетами других уровней. Наличие просроченных обязательств перед сторонними кредиторами характеризует низкую платежеспособность, так как все доходы муниципального образования Республики Саха (Якутия) будут направлены на погашение данной задолженности.