Действующий

Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожной карты"), направленных на повышение эффективности системы образования и науки Республики Саха (Якутия)

I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия), гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Демографическое развитие Республики Саха (Якутия) в 2013 году, по предварительным данным, характеризируется стабильными показателями рождаемости, общей смертности и естественным приростом населения. Общая численность населения республики составила, по предварительным данным, на 01 января 2014 года - 955 056 человек, что соответствует 55 месту среди субъектов Российской Федерации, третьему месту по Дальневосточному федеральному округу.

В республике наметилась тенденция увеличения среднего возраста населения. Если, на начало 1990 года средний возраст населения составлял 27,9 лет, то на начало 2013 года - 33,4 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2012 году по республике составила 67,93 года. Среди регионов Дальневосточного федерального округа республика занимает первое место по данному показателю.

Сегодня в Республике Саха (Якутия) проживает 204245 граждан пенсионного возраста, в том числе 132 952 - пожилого возраста. Доля лиц пенсионного возраста составила на конец 2013 года 21,3% от общей численности населения, доля пожилых - 13,9%. Согласно прогнозу демографических показателей Республики Саха (Якутия) к 2025 году численность населения пенсионного возраста достигнет 252,6 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения республики составит уже 25,2%.

По состоянию на начало 2014 года численность инвалидов в Республике Саха (Якутия) составила 57 135 человек - 6% от всего населения (в 2009 году - 5,3%), в том числе: инвалиды 1 группы - 11 082, инвалиды 2 группы – 18 365, инвалиды 3 группы – 21 503, дети-инвалиды – 6 185 или 2,4% от общей численности детского населения республики (в 2009 г. - 2,5%).

Сеть учреждений социального обслуживания населения республики включает в себя 108 учреждений, из них: 35 управлений социальной защиты населения, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1277 койко-мест, 5 психоневрологических домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1076 койко-мест, 1 Детский дом-интернат для умственно отсталых детей на 180 койко-мест, 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, 12 центров социальной помощи семье и детям, 8 реабилитационных центров ветеранов, инвалидов и детей-инвалидов, 3 комплексных центра социального обслуживания, 2 центра социально-бытового обслуживания, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, Специальный дом системы социального обслуживания на 144 места (квартиры), 1 Центр социальных выплат.

В сфере социального обслуживания занято 4537 штатных единиц, из них 28,6% - в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 19,2% - в управлениях социальной защиты населения, 18,4% - в психоневрологических домах-интернатах, 13% - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, 11,5% - в центрах социально-бытового обслуживания. Укомплектованность учреждений физическими лицами составляет 98 процентов.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют недостаточная доступность предоставления социальных услуг, сохраняющиеся в республике на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Очередность на получение надомных социальных услуг на 2014 год составляет 546 человек, на получение стационарных - 490 человек, в том числе для устройства в интернаты психоневрологического типа 218 человек (в том числе больше года - 146), общего типа - 254 человека (в том числе больше года-153), для детей-инвалидов -18 (в том числе больше года - 8) человек.

Вместе с тем, количество имеющихся мест в стационарных организациях социального обслуживания республики составляет 59,6% от норматива, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", в том числе в стационарных отделениях для взрослых - 91,2%, для детей-инвалидов - 12,3% (без учета коек общеобразовательных учреждений).

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного и надомного социального обслуживания, сохранения домашних условий пребывания, снижения нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания и оптимизации бюджетных расходов, связанных с дорогостоящим стационарным социальным обслуживанием, в республике внедряются стационар замещающие технологии:

в 2013 году в 15 улусах (районах) республики созданы 50 приемных семей для граждан пожилого возраста;

созданы 20 социальных мобильных бригад, оказывающих социальные услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах;

в 2014 году планируется реализация мер социальной помощи по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны специализированной услуги экстренной социальной помощи - "тревожная кнопка".

Достижение к 2018 году полной ликвидации очереди на получение надомных услуг планируется достичь увеличением нагрузки на одного социального работника, в среднем, с 4,9 до 7,2 получателей социальных услуг (в сельской местности - 6,2; в городской – 9,4), а также за счет привлечения негосударственного сектора путем передачи государственного заказа.

При имеющейся мощности коечного фонда психоневрологических интернатов очередность на социальные услуги для пожилых и инвалидов не будет ликвидирована в полной мере.

В целях внедрения комплексного подхода к организации социальных служб подготовлен I этап Плана оптимизации действующей сети учреждений социального обслуживания населения на 2014-2015 годы, согласно которому планируется оптимизация малокомплектных учреждений социального обслуживания в 7 улусах (районах) с созданием центров социального обслуживания населения. В течение 2014 года будет доработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

2.2. В системе социального обслуживания Республики Саха (Якутия) обеспеченность штатами стационарных учреждений социального обслуживания от нормативов составляет 80%, наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с недостаточным уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.

В целях достижения в 2013 году соответствующих значений заработной платы социальных работников постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 августа 2013 г. N 276 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2012 г. N 383 "О мерах по реализации в 2012-2013 годах Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" было принято двухэтапное повышение заработной платы с 01 июня 2013 года на 60 % и с 01 сентября 2013 года на 15 %. По итогам 2013 года средняя заработная плата социальных работников составила 23 879 рублей, фактическое соотношение заработной платы к средней по республике 46 161,5 рублей составило 51,7 %. Также с 2013 года увеличены фонды оплаты труда педагогических работников учреждений социального обслуживания – с 01 июня 2013 года – на 13%, с 01 сентября 2013 года – на 15%, врачей, среднего и младшего медицинского персонала - 01 сентября 2013 года – на 20%, прочих работников с 01 сентября 2013 года - на 15%.

С 01 января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и составила 12515 рублей.

В соответствии с профессиональными стандартами в республике разработаны новые требования к должностным обязанностям социальных работников, специалистов по социальной работе, социальных педагогов в соответствии с федеральными профессиональными стандартами.

В целях формирования кадрового потенциала отрасли действует ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы". Программа определяет основные направления кадровой политики министерства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, подготовки кадрового резерва министерства и учреждений. Кадровая политика отрасли нацелена на обеспечение условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса работников отрасли.

Всего заключено 56 дополнительных соглашений (трудовых договоров) с руководителями учреждений в соответствии с типовой формой, что составляет 77 % от общего количества учреждений социального обслуживания. В целях обеспечения соответствия замещаемой должности квалификационным требованиям ежегодно в учреждениях будут проводиться аттестации специалистов с последующим переводом на "эффективный контракт".