ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2013 года N 448-р

Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожной карты"), направленных на повышение эффективности системы образования и науки Республики Саха (Якутия)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Распоряжение Правительства РС(Я) от 10.0.62014 N 604-р)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы" и Соглашения от 23 января 2013 г. N 01-01-06/06-06 об условиях предоставления государственному бюджету Республики Саха (Якутия) дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, заключенного Министерством финансов Российской Федерации с Правительством Республики Саха (Якутия):

1. Утвердить План мероприятий ("Дорожную карту"), направленный на повышение эффективности системы образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - План мероприятий) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Реализовать План мероприятий в пределах ежегодно утверждаемых параметров государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

3. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.), Министерству профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (Москвитин С.И.), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке (Трофимов М.М.):

3.1. Ежегодно вести работу с федеральными органами исполнительной власти по привлечению дополнительного финансирования из федерального бюджета.

3.2. Совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) обеспечить до 01 октября 2013 года организацию мониторинга реализации Плана мероприятий.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия):

4.1. Обеспечить реализацию Плана мероприятий.

4.2. Разработать и утвердить муниципальные Планы мероприятий ("Дорожные карты"), направленные на повышение эффективности системы образования Республики Саха (Якутия).

5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА

УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2013 N 448-р (в редакции распоряжения Правительства РС(Я)
от 10.06.2014 N 604-р)

ПЛАН мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы"

I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия), гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Демографическое развитие Республики Саха (Якутия) в 2013 году, по предварительным данным, характеризируется стабильными показателями рождаемости, общей смертности и естественным приростом населения. Общая численность населения республики составила, по предварительным данным, на 01 января 2014 года - 955 056 человек, что соответствует 55 месту среди субъектов Российской Федерации, третьему месту по Дальневосточному федеральному округу.

В республике наметилась тенденция увеличения среднего возраста населения. Если, на начало 1990 года средний возраст населения составлял 27,9 лет, то на начало 2013 года - 33,4 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2012 году по республике составила 67,93 года. Среди регионов Дальневосточного федерального округа республика занимает первое место по данному показателю.

Сегодня в Республике Саха (Якутия) проживает 204245 граждан пенсионного возраста, в том числе 132 952 - пожилого возраста. Доля лиц пенсионного возраста составила на конец 2013 года 21,3% от общей численности населения, доля пожилых - 13,9%. Согласно прогнозу демографических показателей Республики Саха (Якутия) к 2025 году численность населения пенсионного возраста достигнет 252,6 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения республики составит уже 25,2%.

По состоянию на начало 2014 года численность инвалидов в Республике Саха (Якутия) составила 57 135 человек - 6% от всего населения (в 2009 году - 5,3%), в том числе: инвалиды 1 группы - 11 082, инвалиды 2 группы – 18 365, инвалиды 3 группы – 21 503, дети-инвалиды – 6 185 или 2,4% от общей численности детского населения республики (в 2009 г. - 2,5%).

Сеть учреждений социального обслуживания населения республики включает в себя 108 учреждений, из них: 35 управлений социальной защиты населения, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1277 койко-мест, 5 психоневрологических домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1076 койко-мест, 1 Детский дом-интернат для умственно отсталых детей на 180 койко-мест, 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, 12 центров социальной помощи семье и детям, 8 реабилитационных центров ветеранов, инвалидов и детей-инвалидов, 3 комплексных центра социального обслуживания, 2 центра социально-бытового обслуживания, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, Специальный дом системы социального обслуживания на 144 места (квартиры), 1 Центр социальных выплат.

В сфере социального обслуживания занято 4537 штатных единиц, из них 28,6% - в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 19,2% - в управлениях социальной защиты населения, 18,4% - в психоневрологических домах-интернатах, 13% - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, 11,5% - в центрах социально-бытового обслуживания. Укомплектованность учреждений физическими лицами составляет 98 процентов.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют недостаточная доступность предоставления социальных услуг, сохраняющиеся в республике на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Очередность на получение надомных социальных услуг на 2014 год составляет 546 человек, на получение стационарных - 490 человек, в том числе для устройства в интернаты психоневрологического типа 218 человек (в том числе больше года - 146), общего типа - 254 человека (в том числе больше года-153), для детей-инвалидов -18 (в том числе больше года - 8) человек.

Вместе с тем, количество имеющихся мест в стационарных организациях социального обслуживания республики составляет 59,6% от норматива, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", в том числе в стационарных отделениях для взрослых - 91,2%, для детей-инвалидов - 12,3% (без учета коек общеобразовательных учреждений).

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного и надомного социального обслуживания, сохранения домашних условий пребывания, снижения нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания и оптимизации бюджетных расходов, связанных с дорогостоящим стационарным социальным обслуживанием, в республике внедряются стационар замещающие технологии:

в 2013 году в 15 улусах (районах) республики созданы 50 приемных семей для граждан пожилого возраста;

созданы 20 социальных мобильных бригад, оказывающих социальные услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах;

в 2014 году планируется реализация мер социальной помощи по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны специализированной услуги экстренной социальной помощи - "тревожная кнопка".

Достижение к 2018 году полной ликвидации очереди на получение надомных услуг планируется достичь увеличением нагрузки на одного социального работника, в среднем, с 4,9 до 7,2 получателей социальных услуг (в сельской местности - 6,2; в городской – 9,4), а также за счет привлечения негосударственного сектора путем передачи государственного заказа.

При имеющейся мощности коечного фонда психоневрологических интернатов очередность на социальные услуги для пожилых и инвалидов не будет ликвидирована в полной мере.

В целях внедрения комплексного подхода к организации социальных служб подготовлен I этап Плана оптимизации действующей сети учреждений социального обслуживания населения на 2014-2015 годы, согласно которому планируется оптимизация малокомплектных учреждений социального обслуживания в 7 улусах (районах) с созданием центров социального обслуживания населения. В течение 2014 года будет доработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

2.2. В системе социального обслуживания Республики Саха (Якутия) обеспеченность штатами стационарных учреждений социального обслуживания от нормативов составляет 80%, наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с недостаточным уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.

В целях достижения в 2013 году соответствующих значений заработной платы социальных работников постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 августа 2013 г. N 276 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2012 г. N 383 "О мерах по реализации в 2012-2013 годах Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" было принято двухэтапное повышение заработной платы с 01 июня 2013 года на 60 % и с 01 сентября 2013 года на 15 %. По итогам 2013 года средняя заработная плата социальных работников составила 23 879 рублей, фактическое соотношение заработной платы к средней по республике 46 161,5 рублей составило 51,7 %. Также с 2013 года увеличены фонды оплаты труда педагогических работников учреждений социального обслуживания – с 01 июня 2013 года – на 13%, с 01 сентября 2013 года – на 15%, врачей, среднего и младшего медицинского персонала - 01 сентября 2013 года – на 20%, прочих работников с 01 сентября 2013 года - на 15%.

С 01 января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и составила 12515 рублей.

В соответствии с профессиональными стандартами в республике разработаны новые требования к должностным обязанностям социальных работников, специалистов по социальной работе, социальных педагогов в соответствии с федеральными профессиональными стандартами.

В целях формирования кадрового потенциала отрасли действует ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы". Программа определяет основные направления кадровой политики министерства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, подготовки кадрового резерва министерства и учреждений. Кадровая политика отрасли нацелена на обеспечение условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса работников отрасли.

Всего заключено 56 дополнительных соглашений (трудовых договоров) с руководителями учреждений в соответствии с типовой формой, что составляет 77 % от общего количества учреждений социального обслуживания. В целях обеспечения соответствия замещаемой должности квалификационным требованиям ежегодно в учреждениях будут проводиться аттестации специалистов с последующим переводом на "эффективный контракт".

В целях повышения качества услуг, оказываемых социальными работниками, ежегодно проводятся обучающие семинары, конференции, разрабатываются методические пособия. Для поднятия престижа профессии социального работника проводятся ежегодные конкурсы "Лучший социальный работник в системе социального обслуживания", "Лучшее учреждение социального обслуживания".

2.3. Существующая материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания Республики Саха (Якутия) не в полной мере отвечает требованиям санитарных и строительных норм и правил.

Так, 53% из общего числа зданий постройки 60-80-х годов являются деревянными, 5 степени огнестойкости, степень износа некоторых зданий составляет 90 - 100%. Из общего числа зданий в ветхом состоянии находятся 24 здания, нуждаются в капитальном ремонте 7 зданий.

За последние 3 года введены в эксплуатацию 8 объектов, в том числе 3 детских учреждения, 1 дом-интернат для престарелых и инвалидов.

В рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в 2013 году завершено строительство социально-оздоровительного центра реабилитации инвалидов в Амгинском улусе, здание межулусного дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Нюрба, 2-й очереди специального дома системы социального обслуживания в г. Якутске на 77 квартир, здания отделения временного пребывания для лиц без определенного места жительства комплексного центра социального обслуживания населения в г. Якутске.

До 2018 года планируется строительство 9 объектов учреждений социального обслуживания с расширением коечного фонда стационаров психоневрологического профиля, реабилитационных центров для граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с государственной программой Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", согласно редакции, утвержденной п.1.1 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. N 2445 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 976 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"", поручениями Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

Реализуются мероприятия по энергосбережению на объектах социального обслуживания населения, позволившие достичь в 2013 году экономии по теплу - 1 175 840 Гкал, по воде – 1 265 400 куб. м.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 г. N 1879 принята проектная программа Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013 - 2015 годы", предусматривающая комплексный подход к решению проблем инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2012-2013 годах проведены работы по обеспечению доступности на 84 объектах (здравоохранение, культура, образование, социальная защита), что составляет 54,5 % от общего числа объектов, в которых запланированы работы по обеспечению доступности в первоочередном порядке.

В 2013 году республика получила софинансирование из федерального бюджета в размере 25 052,46 тысяч рублей на мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов. Из федеральной программы "Доступная среда в РФ в 2011-2015 годы" в стационарных учреждениях созданы условия для доступной среды: приобретены подъемники, жилые комнаты оснащены средствами доступности для слабовидящих и слабослышащих инвалидов, построены пандусы, приобретено медицинское и реабилитационное оборудование.

2.4. В Республике Саха (Якутия) недостаточно развит рынок социальных услуг, незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, основная часть находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и только 0,3% учреждений являются негосударственными.

Рынок социальных услуг требует дальнейшего развития, в том числе в части привлечения к предоставлению социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, что требует дополнительного законодательного регулирования.

Для формирования системы государственной поддержки некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе оказывающих социальные услуги гражданам, с 2011 по 2013 годы была реализована проектная Программа предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Республике Саха (Якутия).

По результатам проведенных конкурсов поддержку в виде субсидии в 2013 году получили свыше 80 социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 98,3 млн рублей, в том числе за счет федерального бюджета 13,6 млн рублей, за счет государственного бюджета 84,7 млн. рублей.

Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в 2013 году в пилотном режиме в Комплексных центрах социального обслуживания населения г. Якутска и Хангаласского улуса социальное обслуживание на дому 152 граждан пожилого возраста и инвалидов передано негосударственному сектору на основе государственного заказа.

С 2013 года проведены мероприятия по поэтапному переводу непрофильных функций учреждений социального обслуживания на аутсорсинг, с учетом эффективности бюджетных расходов и качества оказываемых услуг аутсорсерами.

Утверждены методические рекомендации по заключению договоров аутсорсинга обеспечивающих функций, перечень обеспечивающих функций государственных учреждений социального обслуживания населения, рекомендованных к передаче на аутсорсинг, первоочередной План мероприятий по переходу на аутсорсинг обеспечивающих функций государственных учреждений социального обслуживания населения.

Приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в 7 учреждениях социального обслуживания часть непрофильных функций будет передана на аутсорсинг.

2.5. Для повышения качества предоставления социальных услуг в Республике Саха (Якутия) принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2013 г. N 826-р "Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в Республике Саха (Якутия) на 2013 - 2015 годы", определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) по организации независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) организаций, оказывающих социальные услуги.

Принят План мероприятий по формированию независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 г. N 481 утвержден порядок организации изучения мнения населения о качестве услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) в сферах образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»