В условиях реформирования системы государственного управления и экономики для эффективного функционирования всех форм собственности возникает объективная необходимость формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики. На сегодняшний день в российской экономике государственный сектор не проявляет себя как активный экономический субъект и основа экономики. Отсутствует система учета, оценки и прогноза показателей, характеризующих состояние государственного сектора экономики.
Под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации" от 4 января 1999 года N 1 субъектами государственного сектора экономики являются государственные унитарные предприятия, учреждения и хозяйственные общества с долей государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации), превышающей 50% уставного капитала.
При этом к субъектам государственного сектора экономики республиканского уровня относятся государственные унитарные предприятия и учреждения, наделенные имуществом, находящимся в собственности Республики Саха (Якутия), в том числе, переданные в ведение администраций улусов и городов, а также хозяйственные общества и товарищества с долей Республики Саха (Якутия), превышающей 50% уставного капитала, дочерние государственные унитарные предприятия.
Крупные хозяйственные общества и товарищества с долей Республики Саха (Якутия), составляющей менее 50% уставного капитала, осуществляющие значимую для социально-экономического развития республики деятельность, могут быть отнесены к субъектам государственного сектора экономики республиканского подчинения на основании соответствующего решения Президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и при наличии механизма (блокирующий пакет акций, участие государства в органах управления хозяйственных обществ, товариществ, в крупных инвестиционных проектах) влияния на их деятельность со стороны государственных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Настоящее Положение разработано в целях формирования системы учета, оценки, прогноза параметров, характеризующих состояние государственного сектора экономики в Республике Саха (Якутия). Параметры отражают финансовые результаты, производственные показатели, состав и состояние расчетов и имущества организаций в отраслевом разрезе, долю государственного сектора экономики в макроэкономических показателях, систему учета, контроля, регулирования экономических процессов в государственном секторе.
Поскольку государственный сектор охватывает весь спектр финансово-экономических отношений, в нем должен быть определен механизм реализации их учета и контроля. В соответствии с настоящим Положением механизм реализации учета и контроля экономических процессов в государственном секторе экономики Республики Саха (Якутия) представлен следующими органами государственной исполнительной власти:
1. Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия).
2. Отраслевые министерства и ведомства, министерства и ведомства социальной сферы и администрации улусов (городов).
3. Республиканская служба по реформированию и банкротству.
4. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия).
5. Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия).
6. Департамент по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия). - ИСКЛЮЧЕН
7. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике.
(Пункт 6 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.01.2003 N 33)