Недействующий

О РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЕЙ 21, 22 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА" (утратило силу на основании приказа Минтруда РС(Я) от 13.11.2024 N 56-Н)


Приложение
к постановлению Коллегии
Минсоцзащиты РС(Я)
от 30 мая 1995 г. N 43

УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ


Указания по организации работы службы охраны труда подготовлены в соответствии со статьей 8 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда", "Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 января 1995 г. N 6, в целях оказания помощи работодателю. Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны изложены с учетом того, что ответственность за состояние организации работы по охране труда возложена на работодателя {*}, а работники обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты и нести ответственность за это {**}.

Настоящие Указания распространяются на ведомства (ассоциации, концерны, компании, акционерные общества и другие объединения промышленно-хозяйственного управления), предприятия, организации, учреждения, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты хозяйственной деятельности {***}, расположенные на территории Республики Саха (Якутия) независимо от форм собственности, сферы их деятельности и ведомственной подчиненности.

На основе Указаний на предприятиях могут разрабатываться Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

____________________________________________________________

{*} Статья 26 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", статья 21 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда".

{**} Статья 10 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", статьи 14, 42 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда".

{***} В дальнейшем - предприятие.

1.1. Службу охраны труда (СОТ) рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю (первому руководителю).

1.2. На должность специалистов СОТ, как правило, должны допускаться лица, имеющие высшее техническое образование и диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда. Лиц, имеющих высшее техническое образование, но не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации - "инженер по охране труда". На должность руководителя СОТ должно назначаться лицо, имеющее производственный стаж не менее 5 лет.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников СОТ систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

1.3. Структуру и численность СОТ предприятия рекомендуется определять в соответствии со статьей 22 (1) Закона РС(Я) "Об охране труда".

1.4. По своему статусу, в том числе и оплате труда, СОТ приравнивается к производственно-техническим службам предприятия. Руководитель СОТ подчиняется непосредственно работодателю и его должностной оклад должен быть не ниже, чем на 20% должностного оклада первого руководителя предприятия (работодателя).

1.5. СОТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, советом (комитетом, комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.

1.6. Работники СОТ в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Республики Саха (Якутия), а при их отсутствии - Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда предприятия, нормативной документацией предприятия.

Основными задачами службы охраны труда (СОТ) являются:

2.1. Организация и координация работы по охране труда на предприятии на основе Системы управления охраной труда (СУОТ) (Рекомендации "Управление охраной труда. Основные положения", утвержденные техническим управлением Госстандарта и отделом охраны труда ВЦСПС 21 марта 1983 г.).

2.2. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия.

2.3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.

2.4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:

3.1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

3.2. Участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

3.3. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

3.4. Оказание помощи подразделений предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда.

3.5. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

3.6. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда по трудовому увечью, льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда.

3.7. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений предприятия и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.