МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 1995 года N 43
О РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЕЙ 21, 22 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтруда РС(Я) от 13 ноября 2024 года N 56-Н
____________________________________________________________________
В целях реализации постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) "О порядке введения в действие Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда" от 14 октября 1992 года N 1157-XII, коллегия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые "Указания по организации работы службы охраны труда на предприятии".
2. Министерствам, Комитетам и другим органам государственного управления, ведомствам, ассоциациям, концернам, компаниям и другим объединениям хозяйственного управления, предприятиям и другим субъектам хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, сферы их деятельности и ведомственной подчиненности, принять данные Указания к исполнению.
Министр
А.К.АКИМОВ
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Указания по организации работы службы охраны труда подготовлены в соответствии со статьей 8 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда", "Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 января 1995 г. N 6, в целях оказания помощи работодателю. Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны изложены с учетом того, что ответственность за состояние организации работы по охране труда возложена на работодателя {*}, а работники обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты и нести ответственность за это {**}.
Настоящие Указания распространяются на ведомства (ассоциации, концерны, компании, акционерные общества и другие объединения промышленно-хозяйственного управления), предприятия, организации, учреждения, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты хозяйственной деятельности {***}, расположенные на территории Республики Саха (Якутия) независимо от форм собственности, сферы их деятельности и ведомственной подчиненности.
На основе Указаний на предприятиях могут разрабатываться Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
____________________________________________________________
{*} Статья 26 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", статья 21 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда".
{**} Статья 10 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", статьи 14, 42 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда".
{***} В дальнейшем - предприятие.
1.1. Службу охраны труда (СОТ) рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю (первому руководителю).
1.2. На должность специалистов СОТ, как правило, должны допускаться лица, имеющие высшее техническое образование и диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда. Лиц, имеющих высшее техническое образование, но не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации - "инженер по охране труда". На должность руководителя СОТ должно назначаться лицо, имеющее производственный стаж не менее 5 лет.
Работодателю рекомендуется организовывать для работников СОТ систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
1.3. Структуру и численность СОТ предприятия рекомендуется определять в соответствии со статьей 22 (1) Закона РС(Я) "Об охране труда".
1.4. По своему статусу, в том числе и оплате труда, СОТ приравнивается к производственно-техническим службам предприятия. Руководитель СОТ подчиняется непосредственно работодателю и его должностной оклад должен быть не ниже, чем на 20% должностного оклада первого руководителя предприятия (работодателя).
1.5. СОТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, советом (комитетом, комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
1.6. Работники СОТ в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Республики Саха (Якутия), а при их отсутствии - Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда предприятия, нормативной документацией предприятия.
Основными задачами службы охраны труда (СОТ) являются:
2.1. Организация и координация работы по охране труда на предприятии на основе Системы управления охраной труда (СУОТ) (Рекомендации "Управление охраной труда. Основные положения", утвержденные техническим управлением Госстандарта и отделом охраны труда ВЦСПС 21 марта 1983 г.).
2.2. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия.
2.3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
2.4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:
3.1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
3.2. Участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
3.3. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
3.4. Оказание помощи подразделений предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда.
3.5. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.
3.6. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда по трудовому увечью, льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда.
3.7. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений предприятия и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
3.8. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.
3.9. Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия.
3.10. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
3.11. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
3.12. Оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда.
3.13. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
3.14. Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда, перечня работ, на проведение которых необходимо составление проекта и проведение которых осуществляется по наряду-допуску.
3.15. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также оформление его по установленной форме 1-ТД (Приложение 1).
3.16. Согласование проектов документов: инструкций по охране труда для работников; стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; перечней профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте; программ первичного инструктажа на рабочем месте.
3.17. Методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, периодического, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.
3.18. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.
3.19. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.
3.20. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
3.21. Осуществление контроля за:
- соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- правильным применением средств индивидуальной защиты;
- соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из актов Н-1, Н-Т), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда;
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда, своевременным их пересмотром;
- ходом строительства и реконструкции производственных объектов в части соблюдения проектов в вопросах охраны труда, а также соблюдения строителями правил безопасности при производстве работ;
- соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- эффективностью работы респирационных и вентиляционных систем;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
- своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;
- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
- правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.
3.22. Подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более современных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
3.23. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда предприятия и подготовка обоснований о выделении предприятию средств из территориального фонда охраны труда на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
3.24. Доведение до сведения работников предприятия вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда.
3.25. Организация хранения документации (актов формы Н-1, НТ, материалов специального расследования несчастных случаев на производстве, протоколов замеров производственных вредностей, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.
3.26. Рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка по ним предложений работодателю (руководителям подразделений) по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследований проверок, недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям.
3.27. Руководство работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии, с использованием для этих целей внутреннюю радиосеть, телевидение, видео- и кинофильмы, малолитражную печать предприятия, стенные газеты, витрины и т.д.
Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда (СОТ) должны быть предоставлены следующие права:
4.1. Использоваться только по своему прямому (технике безопасности, безопасности движения, пожарной безопасности, промсанитарии) назначению; привлечение к несвойственной работе категорически запрещается.
4.2. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.
4.3. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания по установленной форме N 1-СОТ (Приложение 2) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
4.4. Запрещать и разрешать, с оформлением по установленным формам N 4-СОТ, N 5-СОТ (Приложение 3), эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни или здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя).
4.5. Привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда.
4.6. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.
4.7. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
4.8. Предъявлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.