В целях организации работы по изучению рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей необходимо проведение маркетинговых исследований потребительского рынка, которое предполагается достигнуть за счет повышения эффективности работы ГУ "РИМЦ" и создания дополнительных элементов инфраструктуры (Центр прогнозирования моды, постоянно действующий выставочный центр).
Государственное учреждение "Республиканский информационно-маркетинговый центр" (ГУ "РИМЦ"). ГУ "РИМЦ" будет выполнять следующие основные функции:
- изучение емкости потребительского рынка путем создания зональных центров в улусах и городах для оперативного обмена информацией о состоянии потребительского рынка, о текущем спросе и предложении;
- содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на рынок;
- реклама продукции местных товаропроизводителей;
- создание системы электронной торговли местными товарами;
- разработка программ реструктуризации задолженностей предприятий местного производства;
- выпуск информационно-аналитических материалов.
Также для рекламно-информационной поддержки местных товаропроизводителей и информированности населения республики о достижениях и проблемах местных товаропроизводителей будет открыта рубрика на телевидении.
Центр прогнозирования моды. Эффективность работы предприятий легкой промышленности зависит от эффективности маркетинговых, дизайнерских и технологических решений, принимаемых при определении ассортиментного перечня выпускаемой продукции.
Определяющими факторами выбора товаров покупателями является его внешняя привлекательность в сочетании с высоким качеством и приемлемой ценой. В последние годы потребители стали предъявлять все большие требования к соответствию одежды основным направлениям моды.
В России на крупных предприятиях легкой промышленности, как правило, созданы специализированные структуры, которые разрабатывают новые модели в соответствии с основными требованиями моды. На республиканских предприятиях соответствующих структур не существует. В лучшем случае, на предприятии работает художник-модельер (ООО ПО "Швея Севера", ГУП ФАПК "Сахабулт"). На большинстве предприятий отрасли таких специалистов нет.
Обозначенную проблему предполагается решить путем создания Центра прогнозирования моды. Создание республиканского Центра позволит своевременно реагировать на изменения потребностей основной массы покупателей, поможет решить проблему морального устаревания той или иной продукции на региональном рынке сбыта. Центр будет мобильной структурой, максимально быстро реагирующим на все изменения в области дизайна.
Основными задачами Центра являются:
разработка дизайн-прогноза;
обеспечение необходимой информацией предприятий легкой промышленности;
оказание помощи предприятиям отрасли при планировании производства с учетом основных направлений моды;
оказание помощи при осваивании новых технологий в швейном производстве, что позволит оперативно получать максимальную отдачу от приобретенного оборудования без долгосрочной стажировки сотрудников в странах-производителях;
разработка экспериментальных моделей (футурпроектов) с изготовлением лекал для производства;
проведение профессиональных тренингов для специалистов отрасли.
Для работы в Центре будут также привлекаться свободные художники, экспериментирующие в области моды и дизайна.
Выставки-ярмарки. Создание постоянно действующего выставочного центра. Как показывает практика и опыт, участие якутских товаропроизводителей в республиканских и региональных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в специализированных конкурсах является одним из наиболее эффективных способов изучения собственных рыночных возможностей. Участвуя в таких мероприятиях, товаропроизводители имеют возможность показать свои достижения, обменяться опытом работы, совместно с другими отраслевыми предприятиями обозначить проблемы отрасли.
Товаропроизводители республики все активнее принимают участие в таких мероприятиях. Из года в год растет число участников. Если в выставке-ярмарке "Дальний Восток-96" принимало участие 20 республиканских предприятий, то в выставке "Якутия юбилейная", проведение которой было приурочено к празднованию 10-летия со дня принятия Декларации о государственном суверенитете, приняло участие 926 предприятий различных форм собственности.
Основной проблемой в организации таких мероприятий является отсутствие выставочного зала. Как правило, выставки проводятся в спортивных залах ("50 лет Победы", "Модун", спортивном комплексе ЯГСХА), которые не приспособлены для проведения таких мероприятий. Один раз за всю историю республиканского выставочного движения республиканская выставка-ярмарка в 2000 году проводилась в здании универсама "МОНО", и, по отзывам участников и посетителей, это было наиболее подходящее помещение для проведения такого рода мероприятий.
Выставки проводятся с использованием выставочного оборудования ГВЯУ "Сахаэкспоцентр", приобретенного в 1996 году, к настоящему времени устаревшего и не соответствующего требованиям, а также выставочного оборудования Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия). В совокупности использование всего имеющегося оборудования позволяет оборудовать 70-80 стандартных выставочных модулей, что является недостаточным при большом количестве участников.
Для решения обозначенной проблемы в рамках Подпрограммы предусмотрено создание постоянно-действующего выставочного центра. Создание постоянно-действующего выставочного центра позволит проводить запланированные в рамках Подпрограммы выставки-ярмарки "Товары Якутии", "Мебель Якутии", "Легпром Якутии" на более высоком уровне в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации выставочных мероприятий, а также организовать проведение других выставочных мероприятий, в том числе приглашение участников из-за пределов республики.
В рамках Подпрограммы предусмотрено также участие предприятий местного производства в двух выставках и во Всероссийской Программе-конкурсе "Сто лучших товаров России", проводимых в гг. Москва, Хабаровск с организацией выезда лучших предприятий республики.