Недействующий

О Республиканской целевой программе Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы

Введение


Подпрограмма развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2002 года N 76 "О правительственных комиссиях по разработке республиканских целевых программ развития экономики Республики Саха (Якутия".

Тенденции мирового и российского туризма и содержание проблемы рынка туристских услуг в Республике Саха (Якутия). Индустрия туризма, как показывает мировая практика, одна из наиболее устойчивых и динамичных отраслей экономики. Увеличение потребности человека к путешествиям привело к общемировой тенденции расширения сферы услуг. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. Туристские потоки в мире достигли 657 миллионов прибытий. С 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг - 532 млрд.долларов США или 7,9% от мировой торговли товарами и услугами.

По прогнозам количество путешествующих людей в мире увеличится к 2010 году в два раза и составит 937 млн. поездок в год, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США. Увеличение туристских потоков предполагает возникновение новых туристских регионов, зависящих от степени развитости в них индустрии гостеприимства.

Наиболее популярными видами туризма в ближайшем будущем станут:

- экологические и экстремальные виды туризма, включая посещение национальных парков, не урбанизированных территорий, природно-исторических национальных заповедников;

- отдых на курортах;

- познавательные поездки;

- добровольные трудовые поездки в рамках благотворительных проектов;

- отпуск, включающий проживание в семье в другой стране;

- поиск новых транспортных средств для путешествий как грузовые корабли или парусные суда;

- лечебно-оздоровительный отдых.

В настоящее время на долю Российской Федерации приходится около 1% мирового туристского потока. Различные сегменты туристской отрасли и виды туризма в период 1990-2002 гг. получили неравномерное развитие. Введение в начале 90-х годов института предпринимательства и регулирующие меры по выезду и въезду дали толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в сфере туризма. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление в сфере выездного туризма, созданы тысячи туристских предприятий, десятки тысяч рабочих мест, значимые финансовые потоки.

За последние годы наблюдается активизация сферы внутреннего туризма, вместе с тем идет структурное и качественное изменение деятельности в этой сфере, формирующее устойчивые традиции потребления услуг низкого уровня и стоимости. Въездной туризм характеризуется активностью, в основном, в гг.Москва, Санкт-Петербург, Золотого кольца, Приморского края, Байкала, Транссибирской магистрали. Можно отметить некоторый приток иностранных инвестиций в сферу индустрии гостеприимства, но преимущественно в центральной зоне России. В целом инфраструктура туризма осталась на прежнем уровне и не способна без кардинального вложения средств обеспечить конкурентоспособное предложение на мировом рынке туризма.

Анализ различных сегментов рынка туристских услуг Республики Саха (Якутия) за период 1990-2002 гг. показывает, что в первую очередь интенсивно развивался выездной туризм, как деятельность, не требующая капиталовложений в туристскую индустрию и создание туристского продукта. При этом наблюдается активизация внутреннего туризма, отмечается поступление значимого потока внутренних туристов на республиканские экскурсионные объекты. Однако потребление услуг размещения и обслуживания характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса, адекватно минимизации цены тура. Въездной туризм в Якутию получил развитие в начале перестроечного процесса за счет генерации привлекательности процессов гласности и открытости до 1800 прибытий в год, затем наступил спад. Распределение его по сезонам составляет 50% годовой загрузки - в летние месяцы, по 20% - весной и осенью, оставшиеся 10% - в зимнее время. Наибольший интерес к республике отмечается со стороны таких стран, как Япония, Германия, США, Швейцария, Франция.