Наименование Подпрограммы | Подпрограмма "Поддержка малого предпринима-тельства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке подпрограммы | Закон РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О Государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", Закон РС(Я) от 27.05.99 N 98-II "О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия)", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2002 N 256 "Об упорядочении республиканских целевых программ" |
Государственный заказчик-координатор Подпрограммы | Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики | Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)" |
Цель Подпрограммы | Формирование стабильной и устойчивой среды малого предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия) через совершен-ствование системы государственной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов. |
Задачи Подпрограммы | Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства и занятости на селения. |
Основные разделы | 1. Нормативная правовая и организационная поддержка малого предпринимательства. |
Исполнители мероприятий | Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство финансов РС(Я), Министерство экономического развития РС(Я), Министерство имущественных отношений РС(Я), Госкомитет по статистике РС(Я), Исполнительная дирекция по государственной поддержке семейной экономики в РС(Я), ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я)", ГУ "РИМЦ", общественные объединения предпринимателей, объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. |
Сроки реализации Подпрограммы | 2003-2006 годы. |
Объем и источники финансирования Подпрограммы | Всего потребность финансовых средств на реализацию Подпрограммы на весь период составляет 695,618 млн. рублей, в том числе по источникам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы | Повышение уровня развития малого предпринимательства из расчета: на 1000 человек постоянного населения будет приходиться 4 субъекта малого предпринимательства - юридических лиц; |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы | Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости ежегодно предоставляет в Правительство РС(Я) отчет о ходе реализации подпрограммы, бюджетную заявку на следующий финансовый год, ежеквартально предоставляет справочную и аналитическую информацию о ходе выполнении Подпрограммы в Министерство экономического развития РС(Я). |
Сфера малого предпринимательства является неотъемлемым элементом хозяйственной системы страны, способствует решению ряда социально-экономических проблем, позволяет создать атмосферу конкуренции, сокращения безработицы и увеличения численности занятых в отраслях материального производства.
Согласно данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) на 01.01.2002 в республике зарегистрировано 2285 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, что составляет 29,3% от общего числа хозяйствующих субъектов. Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий практически не меняется в последние годы. Из общего количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц наибольшую долю (44%) составляют предприятия торговли и общественного питания. В строительстве насчитывается 20,6% субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, в промышленности - 11,7%.
Анализ размещения субъектов малого предпринимательства - юридических лиц по улусам республики показывает, что более 77% их расположены в промышленных городах Якутске, Мирном, Алдане и Нерюнгри. Каждый второй субъект малого предпринимательства - юридическое лицо функционирует в г. Якутске.
Реальный уровень развития малого предпринимательства в большей степени отображается показателем числа субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на 1000 жителей. Так, на 1000 россиян приходится в среднем 6 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По республике этот показатель составляет около 2,3 субъекта малого предпринимательства - юридических лиц. По г. Якутску этот показатель достиг российского уровня.
За последние два года наблюдается рост численности субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По данным Госкомстата РС(Я) в 2000 году работало 18538 человек, в 2001 году - 23140. Однако, по данным Управления по налогам и сборам по РС(Я) эти показатели составляют 26929 и 28850 человек соответственно.
По экспертным данным на 01. 01.2002 года в сфере малого предпринимательства занято 72 тыс. человек или 15,3% от числа занятого населения республики. В 2000 году этот показатель составил 67,6 тыс. человек и 14,5% соответственно. Из них на субъектах малого предпринимательства - юридических лицах было занято 23579 человек, субъектами малого предпринимательства - индивидуальными предпринимателями привлечено к работе на контрактной основе 43421 человек. Для сравнения в целом по России данный показатель составляет 17%.
За период с 1999 года отмечается рост произведенной продукции (работ, услуг) в фактических ценах субъектами малого предпринимательства. Если в 2000 году ими было произведено продукции на 4874,6 млн. рублей, что составляло 5,5% от общего объема выпущенной продукции в республике, то в 2001 году было произведено продукции на 6063 млн. рублей (5,3%).
Основной объем произведенной продукции получен в результате деятельности строительных, торговых и промышленных субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. Силами субъектов малого предпринимательства - юридических лиц производится колбасных изделий - 45,2% от общего объема их выпуска в республике, мясных полуфабрикатов - 21%, безалкогольных напитков - 18,7%, обуви - 40%, швейных изделий - 15%.
В целом же, несмотря на количественный рост малого предпринимательства, роль его в экономике невелика. Это подтверждается и объемом налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет республики в 2001 году, которые оцениваются в 481892,4 тыс. рублей, что составляет 5,1% от общих налоговых поступлений. Необходимо отметить, что отдельного учета налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства Управлением по налогам и сборам по РС(Я) не ведется.
В настоящее время в республике действуют следующие объекты инфраструктуры: ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), 32 улусных и городских фонда поддержки малого предпринимательства, на стадии открытия еще 3 фонда. Действует специализированная структура ЗАО "Сахализинг". В целях повышения образовательного уровня предпринимателей созданы ГУДО "Школа бизнеса" в гг. Якутске, Нерюнгри и Мирном.
Для информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства созданы ГУ "РИМЦ", Интернет бизнес-центр в г. Якутске, ООО "Консалтинг+".
В целях поддержки наукоемкого предпринимательства, освоения и производства новых конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозаменяющих технологий в Республике Саха (Якутия) в 2000 году создано государственное учреждение "Региональный инновационно-технологический парк "Якутия".
Для координации отношений органов власти с общественными организациями предпринимателей образован Координационный совет по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте РС(Я).
Для разрешения экономических споров и в целях защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при НП "Союз предпринимателей РС(Я)" действует третейский суд.
В настоящее время в республике образовано более 30 общественных ассоциаций и объединений предпринимателей. Из них наиболее известны и активно работают Ассоциация женщин-предпринимателей республики, Ассоциация предпринимателей г. Якутска, ООО "Автопредприниматель", Союз розничной торговли, Ассоциация бытового обслуживания, Союз оленеводов РС(Я) и другие.
В целях активизации государственной политики развития предпринимательства необходимо предпринять меры по совершенствованию нормативной правовой базы и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства должно стимулировать рост предпринимательской активности. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся возможностей, в том числе субъектами малого предпринимательства.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная за последние годы с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Координация усилий этих структур позволила бы эффективнее проводить государственный курс поддержки малого предпринимательства.
Одним из основных инструментов реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Подпрограмма поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС(Я) на 2003-2006 годы. Подпрограмма представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства, обеспечению финансово-имущественной и информационно-образовательной поддержки малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В подпрограмме учитывается имеющийся к настоящему моменту опыт предшествующих программ. В то же время подпрограмма исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
Целью настоящей Подпрограммы является формирование стабильной и устойчивой среды малого предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия) через совершенствование системы государственной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов.
Подпрограмма предусматривает перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства, которые служат удовлетворению первоочередных нужд населения, используют в основном местные ресурсы, включая сырьевые и трудовые, имеют положительные социальные последствия для жителей.
В настоящей Подпрограмме выделено 5 разделов:
Данная структура направлений обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, его субъектов, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся свои задачи и реализуются свои программные мероприятия по их решению.
1. Нормативная правовая и организационная поддержка малого предпринимательства. Включает в себя доработку проектов нормативно-правовых актов, незавершенную в период реализации программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС(Я) на 2000-2001 годы, разработку законопроектов, направленных на совершенствование самоорганизации субъектов малого предпринимательства; разработку изменений и дополнений в нормы действующего законодательства, тормозящие развитие предпринимательства.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В рамках этого направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно - государственных и других специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Будет оказана поддержка создаваемым и действующим улусным фондам поддержки малого предпринимательства.