Недействующий

О Республиканской целевой программе Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В области развития предпринимательства. Предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Предприниматели как формирующийся класс участвуют практически во всех сферах экономики. Но несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг субъектов малого предпринимательства, их удельный вес в общем объеме выпуска товаров и услуг по экспертным оценкам специалистов не превышает 7%.

Наиболее острыми проблемами при организации бизнеса являются:

- формирование стартового капитала;

- преодоление административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности;

- отсутствие механизма эффективного использования государственного имущества;

- нестабильность законодательства и отсутствие надежных правовых гарантий;

- неразвитость системы информационной поддержки;

- сложность в получении кредитов и нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.

Поддержка предпринимательства является, в первую очередь задачей региональных структур исполнительной власти и фискальных органов. Их усилия должны быть направлены на создание необходимых условий эффективного функционирования малого предпринимательства, повышения его роли в экономике, государственное регулирование, контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства. Необходимость решения комплекса проблем программными методами диктуется не только положением Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", но и необходимостью координации работы государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.

В области местного производства. В изменившихся экономических условиях большинство предприятий местной промышленности республики оказались не готовы к дальнейшему развитию, поскольку уровень управления, организация сбыта, а также методы их работы на рынке не соответствовали требованиям работы в рыночных условиях хозяйствования.

Вследствие этого к 1998 году против 1990 года падение объемов производства в промышленности, производящей непродовольственные потребительские товары (без учета ювелирной) составило 96,8%, в том числе: швейной - 92,5%, мебельной - 85%, обувной и кожевенно - меховой - 100%. Удельный вес продукции данных отраслей в общем объеме промышленного производства снизился с 2,5% в 1990 году до 1,2% в 1998 году. За период с 1990 по 1998 годы численность работников только легкой промышленности сократилась на 6973 человека или на 79,4% и составила к 1998 году 1809 человек, или примерно 2% от общей численности занятых в промышленном комплексе республики. Среднемесячная заработная плата составила 1639 рублей или 49,2% от средней заработной платы работников промышленности республики. Ухудшилось финансовое положение предприятий. Более половины предприятий оказалась на грани банкротства.

В результате проявившихся негативных тенденций доля непродовольственных потребительских товаров местного производства в потреблении населения республики к началу 90-х годов сократилась до минимума. В основном спрос населения на эти товары стал удовлетворяться за счет завоза товаров извне республики.

Подпрограммой будут сняты следующие проблемы:

- значительный физический и моральный износ основных производственных фондов;

- высокая зависимость производства непродовольственных потребительских товаров от завоза сырья и вспомогательных материалов;

- снижение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятиях местного производства республики, и недостаточно развитая инфраструктура потребительского рынка.

В сфере платных услуг. Дальнейшее развитие сферы услуг будет зависеть от общей экономической ситуации в республике и своевременного решения следующих основных проблем:

- снижение спроса населения на услуги, вызванное опережающим ростом тарифов и цен на платные услуги над доходами жителей республики, что, в свою очередь, приводит к падению объема производства услуг в целом;

- значительное сокращение услуг бытового характера, чему способствовало свертывание предприятий бытового обслуживания государственной формы собственности, особенно в сельской местности. Высокая себестоимость оказываемых услуг, а также сокращение денежных доходов населения сделали непривлекательным данный сектор для предпринимателей;

- узкая ориентированность специалистов по выпуску ограниченного ассортимента услуг, недостаточное количество подготовленных специалистов, необходимых для внедрения и распространения более широкого спектра услуг, а также повышения занятости населения в этом сегменте экономики;

- проблема маркетинга;

- несовершенство нормативно-правовой базы, призванной помочь в развитии рынка платных услуг;

- проблема легализации теневого оборота в сфере платных услуг, решение которой возможно путем проведения гибкой налоговой политики в части платежей, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты, совершенствования нормативно-правовой базы, упрощения процедур регистрации, снятия излишних административных и бюрократических барьеров;

- устаревшее оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену или модернизацию.

В области туризма в настоящее время характерными особенностями сферы туризма в республике являются:

- недостаточный уровень инфраструктуры и материально - технической базы туристских предприятий;

- низкий уровень обслуживания и профессиональной подготовки персонала, разобщенность обслуживающих туризм отраслей;

- ограниченность выхода на внешние туристские рынки, отсутствие целенаправленной имиджевой рекламы республики, недостаточность государственной финансовой поддержки;