2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной, республиканской и муниципальной собственности;
введение и развитие института частной собственности на землю;
передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц за исключением земель, изъятых из гражданского оборота;
приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
установление принципов и порядка предоставления и изъятия земельных участков инвесторам и иным участникам рынка земли, в том числе иностранным, в целях привлечения их инвестиций;
создание системы правового зонирования земель.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав
граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
обеспечение всем гражданам Республики Саха (Якутия) возможности получить земельный участок в частную собственность, пожизненно-наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду;
обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных паев свободы в распоряжении этими участками и земельными паями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным и республиканским законодательством);
активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах на земельные участки.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основное направление государственной политики по развитию рынка земли включает в себя информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем: