Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2000-2005 ГОДЫ"

1. Основные положения Программы


1.1. Основные итоги земельных преобразований

в Республике Саха (Якутия) в 1991-1999 годах

В результате проведения земельной реформы ликвидирована государственная монополия на землю, коренным образом изменена структура земельной площади по землепользователям. Наряду с государственными и коллективными хозяйствами устойчиво развиваются крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан, тем самым возрождается традиционный уклад жизни коренных жителей на селе, как наиболее устойчивой, жизнеспособной формы хозяйствования.

В городах и поселках активное развитие получают садоводство, огородничество и индивидуальное жилищное строительство.

На 1 января 2000 года за сельскохозяйственными предприятиями закреплено 427,4 тыс. га. сельскохозяйственных угодий или 47,6% - от всех сельхозугодий, за крестьянскими хозяйствами - 144,0 тыс. га. или 16,0%, за личными подсобными хозяйствами граждан - 327,3 тыс. га. или 36,4%. Как следствие, в хозяйствах частного сектора содержится 81% крупного рогатого скота, 75% свиней, 55% лошадей. В этих хозяйствах производится 74% мяса, 79% молока, выращивается 76-80% картофеля и овощей.

Всеми категориями хозяйств в 1999 году заготовлено 543,2 тыс. тонн сена, что на 1,6% больше чем в 1998 году. Заготовка кормов в основном завершается в оптимальные сроки и с высоким качеством до 20 августа. Крестьянские хозяйства и хозяйства личного подворья обеспечиваются страховым фондом сена. Расширяется посев зерновых культур, повышается их урожайность. Площадь посева зерновых культур в 1999 году доведена до 27,1 тыс. га., что больше на 12,9% чем в 1998 году, а урожайность с гектара до 10,6 центнера, что выше на 35,9%, чем в предыдущем году. Благодаря деятельности крестьянских и семейных хозяйств внутренний рынок республики в достаточном объеме обеспечивается картофелем, овощами и мелкими огородными культурами.

По состоянию на 1 января 2000 года в регионе проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера действуют свыше 200 родовых общин на площади 47 млн. га., в них содержится 31% оленей республики. Земельные угодья общинам предоставляются безвозмездно в пользование единым комплексом и массивом с расположенными на них оленьими пастбищами, водоемами, лесами и охотничьими угодьями из всех категорий земель. Размеры земельных угодий определяются с учетом поголовья оленей, продуктивности оленьих пастбищ. Размер охотничьих угодий определяется на основании материалов охотустройства. Земли, переданные общинам без их согласия, не подлежат отчуждению под иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Законодательством предусмотрено участие общины совместно с государственными органами в проводимых мероприятиях по охране земель и обеспечении производства биологических и природных ресурсов. Также предусмотрено возмещение убытков, причиненных землепользователю при изъятии земель.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечивается поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней. В результате проведенной работы поступление платы за землю увеличилось с 39,2 млн. рублей в 1994 году до 106,4 млн. рублей в 1999 году. Более 80% плана обеспечивается за счет поступлений за земли городов и поселков.

В городах Мирный, Якутск и Нерюнгри создаются автоматизированные системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю, на базе которых в будущем будут заложены экономические и финансовые основы местного самоуправления. Создана соответствующая материальная база для функционирования Кадастровой палаты в республике.

Несмотря на ряд положительных моментов проведения земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) не создана стройная система земельного законодательства.

На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что является нарушением законодательства.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности.

Земельная реформа коснулась в основном только земель сельскохозяйственного назначения. Однако, и в этой сфере реформа не решила полностью возложенных на нее задач: не введена частная собственность на землю, переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций, не смогли повысить продуктивность сельскохозяйственных угодий.

На 1997-99 г.г. финансирование земельной реформы из федерального бюджета произведено в рамках погашения кредиторской задолженности за 1996-97 г.г. Смета расходов средств республиканского Фонда землеустройства исполняется в недостаточном объеме, что сказывается на полноту выполнения запланированных мероприятий. В итоге в 1997-1999 годах землеустроительные работы были проведены в незначительных объемах, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

1.2. Цели и задачи Программы.

Сроки и этапы ее реализации

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики республики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

- перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

- повышение плодородия почв и охрана земель;

- разграничение земель на находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности;

- создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер для успешного проведения земельной реформы в Республике Саха (Якутия) и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Выделяются два этапа реализации Программы.

На I этапе (2001-2002 годы) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно - просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.

На II этапе (2003-2005 годы) проводятся мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.