В заключение необходимо отметить, что в целом Программа поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго", противоречива в силу таких обстоятельств, как:
отсутствие или малый масштаб возникновения рыночных отношений в электроэнергетике Республики Саха (Якутия) на ближайшую перспективу;
неготовность потребителей хотя и к планомерному, но ощутимому росту тарифов на электроэнергию;
низкие доходы сельского населения;
низкие возможности бюджета республики, в особенности бюджета муниципальных образований.
В то же время:
уже сейчас в республике есть реальная угроза ухода крупных - потребителей от АК "Якутскэнерго" и разового ощутимого роста тарифов для других потребителей;
Правительством РФ принят курс к реформе энергетики и переходу на рыночные условия функционирования;
в отдельных документах Правительства РФ и тарифных органов уже сейчас ставятся требования по ликвидации перекрестного субсидирования;
дано прямое задание Правительству Республики Саха (Якутия) разработать и принять Программу ликвидации перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго";
Республика Саха (Якутия) резко отстает от других субъектов РФ в вопросе ликвидации перекрестного субсидирования и т.д.
В целом, необходимость принятия Программы превалирует над негативными обстоятельствами, препятствующими ее принятию.
Принятие Программы позволит Республике Саха (Якутия) выполнить требования федерального законодательства, устанавливать экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию по уровням напряжения, даст импульс для развития промышленности в республике, подготовит потребителей и поставщика энергии к рыночным условиям функционирования энергетики и обозначит тарифную политику в сфере электроэнергетики на перспективу.