Разработка и осуществление программ по развитию туризма в Республике Саха (Якутия) требуют государственной поддержки. Объекты размещения являются системоформирующими для туризма, но для полноценного функционирования структуры необходима широкая сеть объектов дополнительного обслуживания. Это дает возможность утверждать о перспективах создания дополнительных рабочих мест.
Сопоставление тенденций развития международного и отечественного туризма, наличие туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических предпосылок и транспортно-географического положения показывает, что при последовательном решении ряда задач в республике возможно создать три-четыре крупных туристских центра, являющихся приемно-распределительными узлами, связанными с многочисленными туристскими предложениями. Каждый центр должен обладать гостиничной базой повышенной комфортности (1 уровень), это будет относительно крупный комплекс с круглогодичной эксплуатацией, что предполагает развитие делового туризма, научного, конгрессного, специализированного, культурного и т.д.
II уровень гостиницы находится в крупных улусных центрах, местах, отличающихся природным и культурным своеобразием, способных заполнить туристскую программу на 2-3 дня. Данные гостиницы класса две звезды должны быть рассчитаны на 10-15 человек, с годовой загрузкой на 70% для иностранных туристов и 30 % для внутреннего туризма. Добиться стопроцентной загрузки гостиниц возможно, развивая этнографический, программный, охотничий, социальный и детско-юношеский туризм.
Объекты III уровня располагаются на строго дифференцированных малочисленных радиальных или совмещенных маршрутах, и чаще всего это должны быть обустроенные туристские приюты - привалы, хозяйственные сооружения и т.д. Каждый маршрут должен иметь отдельный экологический паспорт с указанием объектов III уровня. Материальная база III уровня с учетом специфичности туристского продукта Якутии, больших расстояний и максимальной ориентированности на сохранение экологии должна быть мобильной, что позволит развить экологический, рыболовный, спортивный, элитарный, экзотический, приключенческий туризм.
Возможно реализовать две стратегии интенсивного развития туризма как сферы хозяйствования, характеризующейся максимальными параметрами эффективности.
Первая стратегия связана с развитием туризма на основе привлечения средств предприятий ( прежде всего фондов социального развития, занятости населения, будущих поколений) и частных средств.
Вторая стратегия предполагает привлечение иностранного капитала в развитие инфраструктуры туризма, в создание разветвленной сети гостиниц.
Очевидно, для республики выгодно реализовать обе стратегии путем создания национальной акционерной компании. Цель организации компании - централизация материальных и финансовых ресурсов для решения комплексных вопросов по созданию индустрии туризма, которые оказываются не под силу отдельным организациям. Статус \"национальная\" компания получает с целью реализации конкретных программ при координирующей поддержке Правительства республики и контроля с его стороны. В учредительство акционерной компании предлагаются коммерческие банки, акционерные компании, предприятия-смежники, фонды и т.д. Национальная туристская компания, аккумулировав средства, направит их на первоочередные меры по развитию туристских программ: строительство объектов, подготовку кадров, проведение рекламы.
В улусах должны создаваться структурные подразделения компании под полным патронажем местных администраций и головной организации. Привлечение в ряды компании акционеров, прямо заинтересованных в эффективной работе последней, будет способствовать созданию туристско-хозяйственного комплекса, который позволит развиваться и другим организационным формам туристских предприятий.
Национальная туристская компания на осуществление туристских программ привлекает и иностранные инвестиции путем создания совместных предприятий. В этом случае иностранный партнер заинтересован в постоянном увеличении прибыли и использует для этого весь свой опыт менеджмента и знаний международного рынка.
Кроме этого, чтобы исключить монопольный характер деятельности Национальной акционерной туристской компаний, ряд разработанных инвестиционных проектов государственный заказчик, в лице Министерства по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта, выставляет на открытых конкурсах для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Саха(Якутия) с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов, зарубежных инвесторов.
Исполнителями Программы являются ведущие научно-исследовательские институты и другие организации, временные творческие группы, сформированные с целью выполнения ТЭО и проектных работ на приоритетных направлениях. К выполнению Программы предполагается также привлечь туристские фирмы и другие организации.