Программа развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы |
Введение |
1. Лесосырьевой потенциал республики |
2. Современное состояние лесопромышленного комплекса |
3. Потребность в деловой древесине для удовлетворения внутреннего |
3.1. Потребность в деловой древесине с учетом производственных мощностей |
3.2. Рынок Республики Саха (Якутия) |
3.3. Регионы России |
3.4. Внешний рынок |
3.5. Транспортная схема при экспортных поставках лесопродукции |
Роль нелесных улусов в экспорте лесопродукции |
4. Создание системы маркетинга лесопродукции |
5. Подготовка кадров для лесной промышленности республики |
5.1. Начальное профессиональное образование |
5.2. Подготовка специалистов со средним специальным образованием |
5.3. Подготовка лесоинженерных кадров |
5.4. Послевузовское образование руководителей и специалистов предприятий |
5.5. Закрепление на предприятиях и повышение професси онального уровня |
6. Переработка древесных отходов лесопромышленного комплекса |
6.1. Котельные установки на древесных отходах |
6.2. Брикетирование древесных отходов |
7. Организация завода по пропитке шпал, опор ЛЭП и связи |
8. Мероприятия по созданию вертикально-интегрированных структур |
8.1. ОАО "Сахалес" |
8.2. ОАО "Северлес" |
8.3. Алданский улус |
8.3.1. ЗАО "Алданзолотолес" |
8.3.2. ОАО "Алданлеспром" |
8.4. Ленский улус |
8.4.1. ЗАО "Юпитер" |
8.4.2. ОАО "АЛРОСА-Леспром" |
8.5. Усть-Майский улус |
8.5.1. ЗАО ТД "Сахасевер" |
8.6. Олекминский улус |
9. Ресурсное обеспечение Программы |
9.1. Средства, поступающие от аренды участков лесного фонда |
9.2. Средства, поступающие от продажи акций |
9.3. За счет средств Министерства предпринимательства, развития занятости |
9.4. Инвестиционные кредиты |
9.5. Средства Федеральной целевой программы (ФЦП) |
9.6. Кредиты коммерческих банков |
9.7. Иностранные инвестиции |
9.8. Финансирование за счет средств предприятий |
9.9. Ожидаемые финансово-экономические результаты |
10. Научное обеспечение Программы |
11. План мероприятий по реализации Программы развития лесопромышленного |
12. Механизм реализации Программы |
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)
на 2002-2006 годы
Наименование Программы | Программа развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Постановление Правительства РС(Я) от 22 февраля 2002 г. N 73 "О плане работы Правительства Республики Саха (Якутия) на 1 квартал 2002 года" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик Программы | Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Программы | Реализация комплекса мер, обеспечивающих выход отрасли на рентабельный уровень, стабилизация и последующее развитие производства всех видов конкурентоспособной продукции, увеличение поставки готовой продукции из древесины на экспорт, восстановление управляемости в лесопромышленном комплексе, снижение удельных издержек производства, повышение доходности лесопромышленного комплекса. |
Сроки и этапы реализации Программы (подпрограммы) | 2002-2006 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | создание системы маркетинга лесопродукции; |
Объем и источники финансирования | Ресурсное обеспечение Программы: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, важнейшие целевые показатели (индикаторы) | Выход отрасли на рентабельный уровень работы. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия). |
Введение
Важнейшим фактором экономического роста национального хозяйства являются природные ресурсы. В Республике Саха (Якутия) самым обширным по территориальному масштабу этих ресурсов являются леса.
Общий запас лесных ресурсов республики составляет 8,8 млрд. куб. метров из них запас спелых и перестойных лесов, разрешенных для эксплуатации - 5,28 млрд. куб. метров. Средний запас на 1 га спелой и перестойной сосны и лиственницы составляет соответственно 134 и 90 куб. метров.
Леса республики занимают 47,4% территории Якутии, причем лесистость разных регионов различна: северо-восточной части - 32%, северо-западной - 78%, центральной - 77%, южной части республики до 93%. Общая площадь лесного фонда (по данным учета на 1 января 2002 г.) составляет 254751,4 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 143379,7 тыс. га.
В предшествующие десятилетия в республике был накоплен немалый опыт в использовании этого ресурса для поступательного развития народного хозяйства. К сожалению, в последние годы в силу целого ряда причин уровень использования лесных ресурсов, эффективность лесопромышленного комплекса (ЛПК) республики резко снизились, ослабло его влияние на экономику, на формирование благосостояния населения.
В настоящее время стало очевидным, что для выхода лесопромышленного комплекса на рентабельный уровень и последующего его эффективного развития необходимы стратегия и активная тактика, соответствующие новым условиям хозяйствования.
В Программе на основании анализа современного состояния ЛПК определены стратегические цели преобразований и первоочередные меры по стабилизации работы лесопромышленных предприятий. В связи с тем, что одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований, на уровне предприятий предложен более динамичный финансово-экономический механизм реформирования ЛПК. Рассмотрены вопросы совершенствования организационной структуры управления комплексом. Особое внимание уделено механизму реализации Программы и ожидаемых от этого экономических результатов.
В Программе не ставится задача непременно выйти на рубеж полного использования расчетной лесосеки, а также на имевшиеся в конце 80-х годов объемы рубки лесов. Основная цель состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути движения к увеличению выпуска высококачественной, конкурентоспособной лесопродукции, снизить удельные издержки производства, повысить доходность ЛПК, быстрее поднять уровень жизни его работников и всего населения республики.
____________
Лесосырьевой потенциал республики
Республика Саха (Якутия) - самая крупная богатая лесом республика среди субъектов Российской Федерации.
Государственным органом, осуществляющим управление лесами на территории республики, является Управление лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с 28 лесхозами и 71 лесничеством, с наземной службой охраны лесов.
Леса на территории республики по площади, запасу и преобладающим породам размещены крайне неравномерно. Процент лесистости колеблется довольно значительно: от 93% на юге и до 25% на севере и в среднем по республике составляет 46,8%.
В соответствии с промышленным и экологическим значением, местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на группы лесов.
По последним данным, леса I группы составляют 12,2% и III группы - 87,8%
Удельный вес лесов, возможных для эксплуатации, в лесах III группы составляет всего лишь 45%, все остальные леса на сегодня являются резервными и недоступными к эксплуатации.