В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 жилищно-коммунальные услуги отнесены к регулируемым видам деятельности. В Республике Саха (Якутия) вопросами ценообразования в ЖКХ занимаются Министерство экономического развития (водообеспечение, канализация, саночистка), Региональная энергетическая комиссия (электроэнергия, тепловая энергия), администрации улусов и городов республиканского значения (жилищные услуги), Правительство Республики Саха (Якутия) (тарифы на коммунальные услуги для населения).
Существующие в настоящее время проблемы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги обусловлены недостаточностью нормативно-методологической базы.
1. Отсутствует нормативно-методологическая база по регулированию жилищно-коммунальных услуг (техническое обслуживание, содержание дворовых территорий, уборка лестничных клеток, освещение подъездов, содержание лифтов, содержание мусоропроводов).
2. Недостаточно урегулированы в действующих методиках вопросы по реформированию отдельных статей затрат в составе тарифной выручки, в результате чего учитываемые расходы по ним на единицу продукции значительно отличаются.
Применяемый метод формирования тарифов, при котором затраты по статьям определяются "от достигнутого", приводит к снижению интереса у предприятий к повышению эффективности производства, снижению себестоимости продукции, услуг. Положение предприятий усугубляется еще тем, что из-за недостатка средств в бюджете тарифы на местах искусственно занижаются, формируются по минимуму затрат. До предела сокращаются расходы на ремонтные программы, практически не предусматривается прибыль, что лишает предприятия возможности получения инвестиций.
В улусах администрациями из популистских побуждений тарифы на жилищные услуги (техническое обслуживание, санитарное содержание дворовых территорий), переведенные в разряд самоокупаемых, часто утверждаются ниже их себестоимости, что приводит к ухудшению финансового состояния предприятий ЖКХ и невыполнению ими требований Правил технической эксплуатации жилищного фонда, что приводит к преждевременному ветшанию и выходу из строя жилых объектов, снижению надежности функционирования внутридомовых систем инженерного обеспечения.
Из-за отсутствия методик на местах нет четкого понимания в вопросах разграничения состава работ по видам услуг. В результате во многих улусах затраты на выполнение работ по содержанию дворовых территорий относят на саночистку, повышая тем самым стоимость вывоза бытовых отходов, которая дотируется государством. Тем самым расходы, которые должны полностью возмещаться населением, перекладываются на бюджет.
В целях повышения качества регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо:
1. Установить общие принципы и методы формирования регулируемых тарифов, обеспечивающие компенсацию экономически обоснованных расходов на оказание услуг и развитие предприятий.
2. Разработать и утвердить методические рекомендации по формированию тарифов:
- на техническое обслуживание жилищного фонда;
- на санитарное содержание дворовых территорий;
- на уборку лестничных клеток;
- на освещение подъездов и лестничных клеток;
- на обслуживание лифтов;
- на обслуживание мусоропроводов;
- на вывоз бытовых отходов;
- на подвоз воды автоцистернами;
- на услуги центрального водопровода и канализации.
Основополагающим принципом формирования тарифов считать нормативность каждой статьи затрат, внедрение механизма стимулирования экономии ресурсов.
Учесть расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса по приобретению и установке приборов учета, содержание аварийно - диспетчерских служб, техническую инвентаризацию и энергетическую паспортизацию объектов коммунального хозяйства, мероприятия по повышению качества учетной политики и отчетности, плановую рентабельность с распределением ее по целям использования.
Учесть централизацию в республиканском бюджете затрат по транспортировке ТЭР для государственных нужд, затрат по депонации топлива, ремонтной программе жилищно-коммунального комплекса (в качестве эксперимента в 2003 году) с исключением данных затрат из тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги.
В республиканском бюджете централизуются средства для осуществления транспортировки ТЭР в улусы для государственных нужд, затрат по депонации топлива и производству ремонтной программы (в качестве эксперимента в 2003 году).