Недействующий

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФОНДОВОЙ БИРЖИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

I. АНАЛИЗ ХОДА ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


1.1. Итоги чековой приватизации

За четыре с половиной года приватизация внесла определенный вклад в постепенный переход к рынку - создала основы многоукладной экономики, слой мелких собственников, пока еще формально осуществляющих свои права и полномочия, но ставших ими юридически, создала предпосылки для становления рынка ценных бумаг, а также одного из структурообразующих элементов рынка капитала - инвестиционных фондов. В осуществлении этих целей свою роль сыграла выдача населению приватизационных чеков. Благодаря закрытой подписке среди членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий, чековым аукционам, обмену на акции инвестиционных фондов граждане республики смогли реализовать свое право собственности на государственное имущество, выражаемое в приватизационном чеке, и приобрести основы необходимых знаний о рынке ценных бумаг, рыночной экономике.

Если в начале 1992 года численность работающих на приватизированных предприятиях не превышала 4 процентов, то по итогам 1993 года 40 процентов занятых в отраслях экономики работают на приватизированных предприятиях.

Государственными программами предусматривалась приватизация 315 предприятий. На 1 июля 1994 года было подано 404 заявки на приватизацию государственных предприятий и их структурных подразделений. Отклонено в связи с запрещением приватизации, отнесением объекта к федеральной или муниципальной собственности 70 заявок, или 17 процентов от общего количества заявок. Приватизировано 253 государственных предприятия, т.е. 63 процента от общего количества поданных заявок или 80 процентов от количества предприятий, включенных в программу приватизации. В стадии реализации находится 81 заявка.

В результате приватизации создано 171 акционерное общество, из них открытого типа - 74, закрытого типа - 97, а также 79 товариществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, в сельском хозяйстве из 176 существовавших на 1 января 1992 года совхозов преобразовано 137.

По состоянию на 1 июля 1994 года практически полностью прошли процесс приватизации электроэнергетика, топливная промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, легкая промышленность, речной транспорт, приватизировано 70 процентов предприятий, оказывающих автотранспортные услуги.

Наибольший удельный вес в структуре приватизированных предприятий (почти 40 процентов) приходится на строительные предприятия. В 1993 году приватизированными строительными предприятиями выполнено 70 процентов общего объема подрядных работ.

В едином комплексе, с одновременной передачей и включением в уставной капитал основных фондов северных электросетей бывшей "Североагропромэнерго", проведено акционирование ПОЭиЭ "Якутскэнерго" и ССМУС "Вилюйгэсстрой". Одновременно акционировались "Сельхозэнерго".

В нефтегазовой промышленности создана акционерная компания холдингового типа "Саханефтегаз" с включением в ее уставной капитал принадлежащих государству акций раздельно акционированных предприятий по добыче газа "Якутгазпром", "Ленанефтегаз", "Якутгаз" и др.

В целях обеспечения прав граждан республики на участие в приватизации республиканской собственности проведено 15 республиканских чековых аукционов по продаже акций приватизируемых предприятий за приватизационные чеки и 8 денежных аукционов по продаже акций за рубли, на которых реализованы крупные пакеты акций 40 акционерных обществ.

Фондом начата работа по расторжению договоров о передаче в доверительное управление акционерным компаниям "Золото Якутии" и "Алданзолото" государственного пакета акций в акционерных обществах золотодобывающей промышленности в связи с неисполнением условий договора этими компаниями.

На принципах, оговоренных в подписанном Президентом Республики Саха (Якутия) договоре аренды земельных участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов и основных производственных, непроизводственных фондов, строятся в настоящее время взаимоотношения Фонда управления государственным имуществом с акционерной компанией "Алмазы России-Саха". В целях контроля за деятельностью компании создан и действует Наблюдательный совет. Для подведения итогов 1993 года и определения направлений работы компании на 1994 год проведено 2 акционерных собрания, в итоге которых принято решение о выплате дивидендов акционерам компании на сумму 16 млрд. рублей.

1.2. Перспективы послечековой приватизации

На наш взгляд, существенными переменами на новом этапе приватизации будут:

привлечение инвестиций в экономику республики через продажу акций приватизированных предприятий, составляющих инфраструктуру экономики республики;

перенос акцента с приватизации предприятий на приватизацию недвижимого имущества, в том числе земли;

развитие рынка ценных бумаг (становление фондовой биржи, независимых депозитариев);

увеличение поступлений от приватизации.

В целях привлечения инвестиций предлагается создать:

для строительства железной дороги Беркакит-Якутск акционерное общество, в уставный капитал которого с российской стороны будет внесено право пользования железнодорожной линией Тында-разъезд Якутский-Беркакит-Угольная, железнодорожным узлом Беркакит, со стороны Республики Саха (Якутия) - право пользования незавершенным строительством железнодорожной линии Беркакит - Томмот-Якутск;

для окончания строительства Вилюйской ГЭС-III предлагается создать акционерное общество, учредителями которого будут выступать Правительство Республики Саха (Якутия), акционерные компании "Алмазы России-Саха" и "Якутскэнерго".

Национальную компанию "Саха Авиа" предлагается приватизировать после проведения оптимизации их структуры, сокращения численности, ликвидации излишних служб и производств, не имеющих отношения к основной деятельности, отделения наземной службы от летной.

Предлагается создать Национальную акционерную компанию "Сахасвязь" со 100-процентным участием государства.

В процессе преобразования ГП "Якутнефтепродукт", снабженческих организаций необходимо отделить оптовые функции от коммерческих. В государственной собственности необходимо сохранить и передать Департаменту материальных ресурсов при Правительстве Республики Саха (Якутия) входные базы, складское хозяйство, нефтеналивные базы, которые должны хранить поступающие материально-технические ресурсы, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, на договорной основе, акционировать, их коммерческие службы.

В целях обеспечения экономической безопасности республики предлагается сохранить в государственной в государственной собственности Арктическое морское пароходство.

Приватизацию ГП "Якутуголь" необходимо после процедуры санации предприятия. В связи с высокой экономической зависимостью угольной промышленности республики от дотирования угля федеральным правительством, а также от потребностей Дальневосточного региона предлагается создать на базе ГП "Якутуголь" акционерное общество открытого типа с участием России и областей Дальневосточного региона.

В сельском хозяйстве предлагается пересмотреть приватизацию служб, обслуживающих сельскохозяйственных производителей (систему агротехсервиса, переработки), систему "Холбоса", и на их материальной базе непосредственно сельхозпроизводителями (независимо от форм собственности) должны быть учреждены обслуживающие предприятия.

Несмотря на принимаемые меры по преобразованию государственных предприятий в сельском хозяйстве, без признания права частной собственности на землю новые формы хозяйствования на селе формальны. Введение института частной собственности на землю (без земельного передела) становится неотложной задачей. С экономической точки зрения, выкуп приватизированными предприятиями земельных участков под их производственными зданиями может стать одним из дополнительных источников пополнения бюджета.