ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 1994 года N 317
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФОНДОВОЙ БИРЖИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 16.03.2003 N 129
В целях развития рынка ценных бумаг, расширения финансового рынка, для защиты прав акционеров в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров", а также Указом Президента Республики Саха (Якутия) "О совершенствовании деятельности банковской системы по безбумажной технологии и развития Фондовой биржи на территории Республики Саха (Якутия)" от 26 октября 1992 г. N 275 Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить разработанную по поручению Экономического совета Правительства Республики Саха (Якутия) Концепцию развития биржевого рынка ценных бумаг в Республике Саха (Якутия) (прилагается).
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Птицын):
2.1. В срок до 15 ноября 1994 года передать Якутской фондовой бирже копии учредительных документов и эмиссионных проспектов акционерных обществ, зарегистрированных в республике.
2.2. Выделить за счет средств, поступающих от приватизации государственных предприятий, Якутской фондовой бирже беспроцентный кредит в размере 1000000000 (один миллиард) рублей на 2 (два) года.
3. Министерству информатики, связи и транспорта Республики Саха (Якутия) (Чистяков), Государственному предприятию по связи и информации "Россвязьинформ" (Николаев) обеспечить выделение линий связи и обслуживание Якутской фондовой биржи для сообщения с улусными филиалами фондовой биржи фондовыми биржами России.
4. Фонду управления госимуществом при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Федорова):
4.1. Передать Региональному депозитарию Якутской фондовой биржи в срок до 1 октября т.г. копии учредительных документов и реестры акционеров акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, а также вновь образованных совместных предприятий и акционерных обществ.
4.2. Выделить Якутской фондовой бирже необходимое помещение, отвечающее условиям депозитарной и клиринговой деятельности.
4.3. Передать Якутской фондовой бирже на условиях увеличения доли государства в уставном капитале 11 (одиннадцать) компьютеров, расположенных в улусах Республики Саха (Якутия).
4.4. Внести в срок до 15 октября т.г. на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) "О фондовой бирже Республики Саха (Якутия)".
4.5. Оказать содействие в организации улусных фондовых магазинов Якутской фондовой биржи.
4.6. Внести в срок до 15 ноября 1994 года в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения об организации Единой депозитарной сети в Республике Саха (Якутия).
5. Национальному банку Республики Саха (Якутия) (Косливцев) оказать содействие Якутской фондовой бирже:
5.1. В получении лицензии на осуществление клиринговой деятельности и операций с валютными ценностями.
5.2. В организации депозитарной сети Республики Саха (Якутия) путем подключения коммерческих банков к Региональному депозитарию Якутской фондовой биржи.
6. Коммерческим банкам Республики Саха (Якутия) оказать содействие Якутской фондовой бирже в организации Единой сети депозитарного и клирингового обслуживания на договорной основе путем присоединения к Региональному депозитарию Якутской фондовой биржи.
7. Республиканской налоговой инспекции (Сухомясов) оказать содействие Якутской фондовой бирже в обеспечении необходимой информацией.
8. Якутской фондовой бирже:
8.1. Вести государственный реестр сделок купли-продажи ценных бумаг, совершенных на территории Республики Саха (Якутия).
8.2. Осуществлять контроль за ведением реестра купли-продажи ценных бумаг инвестиционными институтами, запрашивая реестры не реже 1 (одного) раза в 2 (два) месяца.
9. Всем инвестиционным институтам, расположенным на территории Республики Саха (Якутия), согласно нормативным актам, регулирующим обращение и регистрацию ценных бумаг, предоставлять Якутской фондовой бирже всю необходимую документацию.
10. Считать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 марта 1994 года N 112 "О концепции развития рынка ценных бумаг и выпуске казначейских сертификатов, обеспеченных золотом".
В.ШТЫРОВ
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 июля 1994 г. N 317
Переход экономики России от административно-командной системы к рыночным отношениям требует иного подхода к инвестированию народного хозяйства республики. Для аккумулирования свободного капитала и его целенаправленного инвестирования в жизненно важные отрасли экономики республики требуется высокоорганизованный, мобильный, отвечающий требованиям времени и адаптированный к региональной специфике рынок ценных бумаг с творческим учетом мирового опыта.
В данное время, при общем состоянии экономики России и Республики Саха (Якутия), рынок ценных бумаг, становясь реальностью, постепенно развивается и занимает свою нишу на финансовом рынке.
1.1. Итоги чековой приватизации
За четыре с половиной года приватизация внесла определенный вклад в постепенный переход к рынку - создала основы многоукладной экономики, слой мелких собственников, пока еще формально осуществляющих свои права и полномочия, но ставших ими юридически, создала предпосылки для становления рынка ценных бумаг, а также одного из структурообразующих элементов рынка капитала - инвестиционных фондов. В осуществлении этих целей свою роль сыграла выдача населению приватизационных чеков. Благодаря закрытой подписке среди членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий, чековым аукционам, обмену на акции инвестиционных фондов граждане республики смогли реализовать свое право собственности на государственное имущество, выражаемое в приватизационном чеке, и приобрести основы необходимых знаний о рынке ценных бумаг, рыночной экономике.
Если в начале 1992 года численность работающих на приватизированных предприятиях не превышала 4 процентов, то по итогам 1993 года 40 процентов занятых в отраслях экономики работают на приватизированных предприятиях.
Государственными программами предусматривалась приватизация 315 предприятий. На 1 июля 1994 года было подано 404 заявки на приватизацию государственных предприятий и их структурных подразделений. Отклонено в связи с запрещением приватизации, отнесением объекта к федеральной или муниципальной собственности 70 заявок, или 17 процентов от общего количества заявок. Приватизировано 253 государственных предприятия, т.е. 63 процента от общего количества поданных заявок или 80 процентов от количества предприятий, включенных в программу приватизации. В стадии реализации находится 81 заявка.
В результате приватизации создано 171 акционерное общество, из них открытого типа - 74, закрытого типа - 97, а также 79 товариществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, в сельском хозяйстве из 176 существовавших на 1 января 1992 года совхозов преобразовано 137.
По состоянию на 1 июля 1994 года практически полностью прошли процесс приватизации электроэнергетика, топливная промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, легкая промышленность, речной транспорт, приватизировано 70 процентов предприятий, оказывающих автотранспортные услуги.
Наибольший удельный вес в структуре приватизированных предприятий (почти 40 процентов) приходится на строительные предприятия. В 1993 году приватизированными строительными предприятиями выполнено 70 процентов общего объема подрядных работ.
В едином комплексе, с одновременной передачей и включением в уставной капитал основных фондов северных электросетей бывшей "Североагропромэнерго", проведено акционирование ПОЭиЭ "Якутскэнерго" и ССМУС "Вилюйгэсстрой". Одновременно акционировались "Сельхозэнерго".
В нефтегазовой промышленности создана акционерная компания холдингового типа "Саханефтегаз" с включением в ее уставной капитал принадлежащих государству акций раздельно акционированных предприятий по добыче газа "Якутгазпром", "Ленанефтегаз", "Якутгаз" и др.
В целях обеспечения прав граждан республики на участие в приватизации республиканской собственности проведено 15 республиканских чековых аукционов по продаже акций приватизируемых предприятий за приватизационные чеки и 8 денежных аукционов по продаже акций за рубли, на которых реализованы крупные пакеты акций 40 акционерных обществ.
Фондом начата работа по расторжению договоров о передаче в доверительное управление акционерным компаниям "Золото Якутии" и "Алданзолото" государственного пакета акций в акционерных обществах золотодобывающей промышленности в связи с неисполнением условий договора этими компаниями.
На принципах, оговоренных в подписанном Президентом Республики Саха (Якутия) договоре аренды земельных участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов и основных производственных, непроизводственных фондов, строятся в настоящее время взаимоотношения Фонда управления государственным имуществом с акционерной компанией "Алмазы России-Саха". В целях контроля за деятельностью компании создан и действует Наблюдательный совет. Для подведения итогов 1993 года и определения направлений работы компании на 1994 год проведено 2 акционерных собрания, в итоге которых принято решение о выплате дивидендов акционерам компании на сумму 16 млрд. рублей.
1.2. Перспективы послечековой приватизации
На наш взгляд, существенными переменами на новом этапе приватизации будут:
привлечение инвестиций в экономику республики через продажу акций приватизированных предприятий, составляющих инфраструктуру экономики республики;
перенос акцента с приватизации предприятий на приватизацию недвижимого имущества, в том числе земли;
развитие рынка ценных бумаг (становление фондовой биржи, независимых депозитариев);
увеличение поступлений от приватизации.
В целях привлечения инвестиций предлагается создать:
для строительства железной дороги Беркакит-Якутск акционерное общество, в уставный капитал которого с российской стороны будет внесено право пользования железнодорожной линией Тында-разъезд Якутский-Беркакит-Угольная, железнодорожным узлом Беркакит, со стороны Республики Саха (Якутия) - право пользования незавершенным строительством железнодорожной линии Беркакит - Томмот-Якутск;
для окончания строительства Вилюйской ГЭС-III предлагается создать акционерное общество, учредителями которого будут выступать Правительство Республики Саха (Якутия), акционерные компании "Алмазы России-Саха" и "Якутскэнерго".
Национальную компанию "Саха Авиа" предлагается приватизировать после проведения оптимизации их структуры, сокращения численности, ликвидации излишних служб и производств, не имеющих отношения к основной деятельности, отделения наземной службы от летной.
Предлагается создать Национальную акционерную компанию "Сахасвязь" со 100-процентным участием государства.
В процессе преобразования ГП "Якутнефтепродукт", снабженческих организаций необходимо отделить оптовые функции от коммерческих. В государственной собственности необходимо сохранить и передать Департаменту материальных ресурсов при Правительстве Республики Саха (Якутия) входные базы, складское хозяйство, нефтеналивные базы, которые должны хранить поступающие материально-технические ресурсы, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, на договорной основе, акционировать, их коммерческие службы.
В целях обеспечения экономической безопасности республики предлагается сохранить в государственной в государственной собственности Арктическое морское пароходство.
Приватизацию ГП "Якутуголь" необходимо после процедуры санации предприятия. В связи с высокой экономической зависимостью угольной промышленности республики от дотирования угля федеральным правительством, а также от потребностей Дальневосточного региона предлагается создать на базе ГП "Якутуголь" акционерное общество открытого типа с участием России и областей Дальневосточного региона.
В сельском хозяйстве предлагается пересмотреть приватизацию служб, обслуживающих сельскохозяйственных производителей (систему агротехсервиса, переработки), систему "Холбоса", и на их материальной базе непосредственно сельхозпроизводителями (независимо от форм собственности) должны быть учреждены обслуживающие предприятия.
Несмотря на принимаемые меры по преобразованию государственных предприятий в сельском хозяйстве, без признания права частной собственности на землю новые формы хозяйствования на селе формальны. Введение института частной собственности на землю (без земельного передела) становится неотложной задачей. С экономической точки зрения, выкуп приватизированными предприятиями земельных участков под их производственными зданиями может стать одним из дополнительных источников пополнения бюджета.
Па первый план выходят проблемы управления государственными пакетами акций. В алмазной промышленности, являясь собственником крупных пакетов акций компании "Алмазы России-Саха" и "Туймаада-Даймонд", Правительство прорабатывает вопросы глубокой интеграции алмазодобывающей и алмазоперерабатывающей промышленности, созданию мощной финансово-промышленной группы, которая должна найти и занять достойную нишу в мировой экономической системе.
В золотодобывающей промышленности рассматриваются:
1 вариант: Создать в крупных золотодобывающих регионах республики филиалы Комитета по драгоценным металлам, камням и валюте в районах добычи, в функции которых входит организация сбора, покупка и контроль за сохранностью золота, создать Наблюдательный совет по типу действующего в АК "Алмаза России-Саха", передать управление пакетами акций самим комбинатам на оговоренных условиях.
2 вариант: Предлагается создание финансово-промышленной группы. В строительном комплексе следует отказаться от закрепления в государственной собственности акций строительных организаций, необходимо создать рынок подрядных работ, выставить оставшиеся в собственности пакеты акций на денежные аукционы.
2.1. Состояние инфраструктуры биржевого фондового рынка
При общем экономическом спаде в промышленности, высоких банковских процентах рынок ценных бумаг в Республике Саха (Якутия) развивался медленными темпами. Основными типами ценных бумаг были ваучеры и акции приватизируемых предприятий (исключение составляет "Туймаада-Даймонд").
В целом рынок ценных бумаг в республике состоит из двух ветвей: биржевого и внебиржевого. В силу ряда причин ведущую роль на внебиржевом рынке играли чековые инвестиционные фонды и инвестиционные институты, которых в республике насчитывается 16.
Центральное место на рынке ценных бумаг должна занимать Фондовая биржа, основной целью которой является депозитарно-клиринговое обслуживание, котировка и ведение листинга предприятий Республики Саха (Якутия). Деятельность Фондовой биржи регламентируется "Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и Фондовой бирже в РСФСР" от 28 декабря 1991 года N 78. К сожалению, со стороны государства Фондовая биржа не получала финансовой поддержки в виде стартового капитала, что затруднило выполнение ею своих основных функций. Якутская фондовая биржа осуществляет функции Регионального депозитария Фонда управления госимуществом при Правительстве Республики Саха (Якутия) в части сбора, хранения, погашения и уничтожения приватизационных чеков. На сегодняшний день - это единственная организация, лицензия которой позволяет вести депозитарную деятельность. За время функционирования Якутской фондовой биржи в операционном зале на условиях брокеров действует Республиканское аукционное агентство по проведению чековых и денежных аукционов. Фондовая биржа самостоятельно провела первый чековый аукцион в объеме 63077 тыс. штук ценных бумаг на общую сумму 85560 тыс. рублей, в зале Фондовой биржи действуют ЧИФ "Саха-Инвест", ЧИФ "Мэгэрэл", брокерские конторы "БрокИнвест" и "Капитал +", Якутский фондовый центр, комбанк "Аэрофлотбанк". Их совокупный объем по операциям с ценными бумагами составил 202962 тыс. штук на общую сумму 1509840 тыс. рублей. На фондовой бирже проводились всероссийские чековые аукционы в объеме 21 тыс. штук ценных бумаг на сумму 307 млн. рублей, а также республиканские чековые аукционы в объеме 181253 штуки ценных бумаг на общую сумму 204911 тыс. рублей.
Кроме этого, была осуществлена подготовка специалистов на рынке ценных бумаг с привлечением в качестве лекторов - ведущих специалистов республики. Был осуществлен конкурсный набор работников в штат фондовый биржи. Но в силу недостаточной финансовой поддержки со стороны государства биржа должна была уволить работников, из которых были сформированы штаты практически всех действующих инвестиционных институтов республики, в том числе чекового фонда "СахаИнвест".
Информационное обеспечение на договорной основе предоставляет ТОО "Ахсаан".
В целях обзаведения необходимым оборудованием и вычислительной техникой, а также для наполнения необходимых штатов работников, для их обучения Якутской фондовой бирже требуется финансовая поддержка государства. Тем более, что существует актуальная возможность второй и третьей эмиссии в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, намечается провести котировку акций "Саханефтегаза" в качестве пробных торгов с организацией рекламы в Российской Федерации.
2.2. Состояние инфраструктуры Якутской фондовой биржи