Нарастание негативных тенденций в экологической ситуации республики и обеспокоенность населения неблагополучным экологическим состоянием отдельных регионов явились основой для утверждения Президентом Республики Саха (Якутия) Государственной экологической политики на переходный период (апрель, 1996 г.). Суть Государственной экологической политики - достижение экологически безопасного и устойчивого развития республики. В свою очередь устойчивое развитие республики не может быть достигнуто без формирования нового общественного экологического сознания, которое обеспечивало бы приоритетность экологической безопасности при решении социально-экономических проблем общества. Кроме того, реализация закрепленных Конституцией РФ и Конституцией РС(Я) прав человека на благоприятную среду требует неукоснительного выполнения каждым гражданином обязанностей по сохранению окружающей среды. Поэтому одним из приоритетов Государственной экологической политики является экологическое образование, воспитание и просвещение населения республики как способ достижения высокой экологической культуры каждым гражданином республики.
Значение экологического образования для судьбы Планеты в целом подчеркнуто в основополагающем документе устойчивого развития всего мирового сообщества "Повестка дня на XXI век" - Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С этого момента страны-члены ООН стали включать в свои системы образования программы экологического воспитания и просвещения. Сегодня население многих стран Европы, Америки и Азии уже обладает высокой экологической культурой, что дает этим странам возможность на практике реализовывать принципы устойчивого развития.
Дальнейшее развитие республики будет зависеть от будущих поколений, основным требованием к которым должно быть гармоничное сочетание всестороннего образования с высокой экологической культурой. Реализация Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в первую очередь направлена на воспитание нового Человека - Гражданина, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и экологической культурой. Воспитать будущие поколения, обладающие такими качествами, можно через систему всеобщего непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения (ЭОВиП) населения республики.
Основанием для разработки программы являются ранее принятые нормативно-правовые документы:
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.)
Закон "Об охране природы в Якутской Саха ССР" (1991 г.)
Указ Президента РФ N 236 "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды" (1994 г.)
Постановление Правительства РФ N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" (1994 г.)
Распоряжение Правительства РС(Я) N 1327-р "О системе непрерывного экологического образования и воспитания" (1994 г.)
Концепция непрерывного всеобщего экологического образования и воспитания (утверждена совместной коллегией Министерства охраны природы, Министерства образования, Госкомнауки РС(Я), пр. N 2, 1995 г.)
Государственная экологическая политика Президента РС(Я) на переходный период (1996 г.)
Закон РФ "О государственном регулировании образования в области экологии" (1998 г.)
Указы Президента РС (Я) N 654 от 31.12.98 и N 932 от 28.12.99.
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения республики, соответствующее современным требованиям, основывается на следующих положениях:
несмотря на то, что Человек обладает исключительными особенностями (разум, культура, образование и т.д.), он остается всего лишь одним из многих видов, включенных в глобальную экосистему и полностью зависящих от состояния окружающей среды;
любая деятельность имеет определенные, не всегда четко прогнозируемые экологические последствия, что налагает на нее соответствующие ограничения ("экологический императив");
возрождение духовности и благородных экологических традиций циркумполярных цивилизаций, формирование на их основе у населения Республики Саха (Якутия) экологического менталитета;
использование высших достижений человечества в области технологий и управления природопользованием;
осознание активного личного участия в сохранении благоприятной среды обитания;
соответствие принятым международным сообществом нормам поведения и сосуществования народов планеты.
Руководящие принципы ЭОВиП:
государственная ответственность за полномасштабную реализацию, организационную и финансовую поддержку развития ЭОВиП;
приоритетность целей ЭОВиП в системе образования;
эффективное сотрудничество государственных органов, коммерческих и общественных структур и граждан в области осуществления политики и практики ЭОВиП населения;
всеобщность ЭОВиП (обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения);
непрерывность ЭОВиП (охват населения всех возрастов с учетом социального положения, общего образовательного уровня, места проживания и характера занятий граждан республики);
комплексность (развитие междисциплинарных областей знаний и экологизация других дисциплин);
регионализация прикладной компоненты для применения на практике получаемых знаний с учетом местных природных, производственных и социальных особенностей;