В ходе осуществления рыночных реформ в аграрном секторе экономики за последние годы был реализован ряд мероприятий, повлекших за собой разрушение командно-административной системы управления.
Во-первых, была проведена крупномасштабная программа по приватизации, которая ослабила сильное до этого влияние государства на национальную экономику сельского хозяйства. В аграрном секторе этот процесс привел к появлению разнообразных организационных форм, вследствие чего бывшие колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества, появились частные фермы и фермерские ассоциации. В новых социально-экономических условиях перед сельскими товаропроизводителями стали новые задачи, в отличие от тех, которые были при вертикальной системе управления отраслью. Теперь сельские товаропроизводители должны учиться принимать огромное количество решений самостоятельно.
Во-вторых, либерализация экономики фундаментально переменила систему фиксированных закупочных цен, существовавшую в советское время. Поэтому в условиях свободных цен сельским товаропроизводителям необходимо самим изучать рынки ресурсов и готовой продукции и адаптировать свое производством к изменению внешних факторов.
В-третьих, почти полностью была разрушена государственная информационная система, и сельские товаропроизводители сегодня оказались в информационном вакууме.
Эти и другие радикальные изменения обусловили необходимость поиска новых форм организации взаимодействия между участниками воспроизводственного процесса в АПК. Одна из таких форм - информационно-консультационная служба (ИКС) для сельских товаропроизводителей. Как показывает международный опыт, именно информационно-консультационная служба способна взять на себя выполнение многих утерянных органами управления функций и привести к позитивным сдвигам в секторе.
ИКС - это такая служба, которая обеспечивает товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора решений, способствующих успешному ведению производства.
ИКС помогает анализировать проблемы, повышать ответственность за принимаемые решения.
ИКС работает как трансформирующий орган, переводя результаты науки с языка ученого на язык практика.
ИКС ориентирует науку на выбор актуальной научной работы.
Таким образом, сегодня информационно-консультационная служба приобретает огромное значение для развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), как и во многих регионах Российской Федерации.
В аграрном секторе экономики республики изменения в последние годы не прошли бесследно, необходимо констатировать, что большая часть сельскохозяйственной продукции производится в частном секторе. Но эффективной комплексной государственной поддержки и государственного регулирования товарного сельскохозяйственного производства не осуществлялось.
С 1999 года в республике принят ряд конкретных мер в этом направлении. На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15.02.99 N 688 "О развитии скороспелых отраслей сельского хозяйства для увеличения доходности семьи" частному сектору передано на возвратной основе цыплят - 201227, поросят - 10017, гусят - 31844, коз - 200 и кроликов - 876 штук. В связи с этим в Министерство сельского хозяйства и заготовок РС(Я) поступают заявки от участников данного проекта на оказание консультационной помощи и создание Базы данных о сельских семьях, занятых в сельскохозяйственном производстве для их учета и отчетности по возврату кредитных ресурсов.
Правительственным распоряжением некоторые вопросы государственного регулирования АПК республики переданы в ведение администраций улусов и городов. Улусные и городские управления сельского хозяйства находятся в административном и оперативном подчинении глав администраций улусов и городов. Таким образом, децентрализация управления АПК республики обуславливает создание централизованной службы, специализирующей на информационном и консультационном обеспечении сельских товаропроизводителей по всем аспектам ведения сельскохозяйственного производства.
Создание и развитие жизнеспособной службы требует формирования соответствующей инфраструктуры. Инфраструктура - это комплекс предприятий и организаций, служб и принадлежащего им имущества, обеспечивающих эффективное функционирование при рыночных отношениях.
В аграрном секторе участвуют хозяйствующие субъекты, прежде всего предприятия сельского хозяйства перерабатывающих, обслуживающих отраслей различных форм хозяйствования, и население. Приоритетным направлением в аграрном секторе является продукция сельхозтоваропроизводителей, которая представляет собой продовольствие для населения и сырье для перерабатывающих отраслей, продукция перерабатывающих отраслей, которая в свою очередь является товаром для реализации через торговые точки (магазины, базы, оптовые и розничные рынки). Увеличение объема продукции сельхозтоваропроизводителей зависит от многих независимых друг от друга факторов. Одним из существенных факторов развития является развитая инфраструктура.