Изменения и дополнения к республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы" на 2002 год
Современное состояние экономики сельской семьи
Рассматривая государственную политику семейной экономики на селе как одну из составных частей проводимой социально-экономической политики Республики Саха (Якутия) и как целостную систему мер экономического, социального, правового, информационно-пропагандистского и финансового характера, обеспечивающих повышение уровня занятости сельского населения и увеличивающих их доходы, исполнителями Программы развития семейной экономики проведена определенная работа. По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), на 1 января 2002 года в сельской местности численность населения составляет 352728 человек, насчитывается 121156 субъектов семейной экономики, в том числе 114835 постоянных домашних хозяйств, 3700 крестьянских (фермерских) хозяйств, 222 родовые общины, 1900 индивидуальных предпринимателей, 370 человек, занятых надомным трудом, 129 человек ремесленников.
В структуре поголовья по категориям хозяйств продолжает увеличиваться доля субъектов семейной экономики, у которых содержится 86% крупного рогатого скота,77% свиней, 59% лошадей, 47% оленей и 36% птицы. В общем объеме животноводческой продукции на долю субъектов семейной экономики (личные подсобные хозяйства, крестьянские хозяйства, родовые общины) приходится 83% производства мяса, 86% валового надоя молока и 32% яиц. На 1 января 2002 года по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в субъектах семейной экономики содержится крупного рогатого скота 253092 голов (увеличение в 1,2 раза), лошадей 77234 головы (увеличение в 1,2 раза), свиней 43367 голов (увеличение в 3 раза), птиц 337746 штук (увеличение в 3,3 раза).
В хозяйствах населения стали держать новые виды скороспелой живности: козы и овцы - 1242 головы, кроликов - 7627 голов, перепелок - 33000, гусят - 15595 штук.
В соответствии с Программой развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы, 2000-2002 годы признаны I этапом в развитии скороспелых отраслей животноводства, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета в виде товарного кредитования семейных хозяйств. За это время государственную поддержку получили в виде:
поросят - 22944 хозяйства, в том числе базовые хозяйства;
птиц - 38610 хозяйств;
гусят - 8239 хозяйств;
индоуток - 1935 хозяйств;
перепелов - 272 хозяйства.
В физических объемах семейным хозяйствам за эти годы поставлено 85788 поросят, 649476 кур, 145185 гусят, 3856 кроликов, 673 козы, 1320 лисиц, 677 песцов, а также концентрированные корма на общую сумму 172557,9 тысяч рублей. В виде микрокредитования за 2000-2002 годы выделено наличных средств 305670 тысяч рублей (в том числе за 2001 год - 56600 тыс. рублей) более 37 тысячам семейных хозяйств, 923 крестьянским хозяйствам, 112 индивидуальным предпринимателям, 26 родовым общинам, 142 гражданам, занятым надомным трудом, 1352 безработным.
В целом возврат по товарному кредиту и денежных средств составляет 30% и 75% соответственно от графика возврата.
Средняя доходность сельской семьи по итогам паспортизации семейных хозяйств за 2001 год составила 75458 рублей. По количеству семейных хозяйств с доходом более 100 тыс. рублей, по представленным данным паспортизации, лучшие показатели имеют Усть-Майский, Таттинский, Намский, Верхневилюйский и Верхоянский улусы.
Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 мая 1999 года N 236 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 1999 года "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)"" Госкомстат Республики Саха (Якутия) проводит мониторинг состояния семейной экономики. Первое обследование было проведено в августе 1999 года. Всего состоялось пять выборочных обследований домашних хозяйств, по данным последнего из них подготовлена экспресс-информация "О результатах выборочного обследования домашних хозяйств, получивших в 2001 году товарный кредит". В обследовании приняли участие 566 домохозяйств из 30 улусов республики, получивших в 2001 году товарный кредит в виде молодняка сельскохозяйственных животных и птиц.
Как показали итоги обследования, основными причинами, побудившими обследованные домохозяйства взять в 2001 году товарный кредит (каждое домохозяйство могло назвать две причины), были: желание иметь личное подсобное хозяйство (эту причину назвали 59,2% всех обследованных домохозяйств), надежда на получение в будущем прибыли (назвали 39,9%) и удобные условия доставки (39,8%). По сравнению с 2000 годом заметно снизилась значимость причины "отсутствие денег" при принятии решения о получении товарного кредита: если в 2000 году эту причину назвали почти треть всех обследованных домохозяйств, то в 2001 году - 4,8%. Одна из причин этого - рост денежных доходов населения. Так, в январе-августе 2001 года реальные (т.е. скорректированные на индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению) среднедушевые денежные доходы населения увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 5,3%.
На II этапе политики развития семейной экономики основное внимание Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнителей Программы развития семейной экономики должно быть направлено на диверсификацию производства и кооперацию семейных хозяйств.
Сравнительные показатели уровня благосостояния семей указывают на правильность избранного направления политики государства в отношении сельских семей. В целях дальнейшей реализации Программы основными задачами являются содействие повышению доходности (не менее 100-150 тысяч рублей в год) и товарности сельских семейных хозяйств. Приоритетными направлениями работы по развитию семейной экономики принято развитие кооперации семейных хозяйств, поддержка предпринимательства, усиление контроля за целевым использованием и возвратностью кредитных ресурсов. Особое место отводится реализации целевой программы "Обучение и консультирование населения основам семейной экономики". За 2001 год были созданы учебно-консультационные центры (УКЦ) в 15 улусах.
Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению
Предусматривается принятие следующих нормативно-правовых актов в 2002 году:
N | Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки |
1. | Указ Президента РС(Я) "О государственной поддержке традиционных отраслей народов Севера" | Правительство РС(Я), | II квартал |
2. | Целевая комплексная программа социально-экономического развития села на 2002-2006 годы | МСХ РС(Я), Комитет по делам семьи, Минпредпринимательства РС(Я), ЯСПО "Холбос" | II квартал |
3. | Постановление Правительства РС(Я) "О заготовительной деятельности в Республике Са ха (Якутия)" | МСХ РС(Я), | II квартал |
4. | Программа развития сельской промышленности | МСХ РС(Я), | II квартал |
5. | Распоряжение Правительства РС(Я) "О мерах социально-экономической поддержки сельской молодежи и развития молодежной семейной экономики" | Минмолодежи РС(Я) | II квартал |
6. | Закон РС(Я) "О ремесленной деятельности в РС(Я)" | Минпредпринимательства РС(Я) | III квартал |
7. | Закон РС(Я) "О внесении изменений и дополнений в пенсионный Закон Российской Федерации об условиях оплаты страховых взносов субъектам семейной экономики" | Отделение Пенсионного фонда РФ - ЕПС по РС(Я), | IV квартал |