Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА

5. СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА


5.1. Роль государства в новых экономических

условиях на Севере

Новые реалии на федеральном уровне и завершение институциализации рыночной модели предопределяют актуальность кардинального пересмотра роли государственного управления в экономике северных регионов России и Республики Саха (Якутия) в частности.

Природные и климатические условия, сложившаяся социально-экономическая среда, низкая эффективность промышленного производства, неразвитость транспортной инфраструктуры, проблемы снабжения и завоза грузов предопределяют особую значимость роли государства в экономике российского Севера. Вместе с тем, в силу ряда объективных причин, имеет место постоянное свертывание объемов федеральной финансовой поддержки, региональных социально-экономических программ, усиливается налоговый пресс на данные регионы. В программных документах федерации предусматривается унификация принципов региональной политики, что при недостаточно полном учете сложившихся в экономике северных регионов структурных проблем может привести к резкому обострению социально-экономической ситуации.

В данных условиях состояние экономики северных регионов в большей степени зависит от целенаправленности и эффективности политики региональных органов государственного управления. Поэтому одним из базисных условий реализации основных направлений развития Республики Саха (Якутия) является определение меры государственной ответственности и степени участия государства в экономике.

Стремление к "максимальному поглощению" региональной экономики со стороны государства, к чрезмерной концентрации управленческих функций неизбежно приводит к необоснованному росту бюджетных обязательств, снижению конкурентоспособности частного сектора. Необходимо постепенно отойти от доминирующей роли государства в экономике, от массированных прямых бюджетных и внебюджетных вливаний в отрасли реального сектора и потенциально окупаемые социальные направления. Зачастую финансовая поддержка государства не достигает предполагаемых результатов, вместо оживления экономического роста усиливаются иждивенческие ожидания, что препятствует развитию частной предпринимательской инициативы и рыночной конкуренции.

Таким образом, целью перспективной государственной экономической политики на региональном уровне является стимулирование развития рыночной среды, сдерживание негативных процессов в экономике, выполнение базовых государственных функций.

По сути, у государственных органов субъектов федерации имеется два ключевых способа регулирования экономики. Первый путь - осуществление прямого государственного участия в экономике, второй подразумевает создание институциональных, базовых условий развития экономики и применение косвенных методов воздействия. На начальном этапе реализации основных направлений развития Республики Саха (Якутия), в условиях значительной инерционности региональной экономики, медленного становления рыночных механизмов, государство должно сохранить свою стимулирующую роль. Однако уже и на этом этапе государство должно постепенно отходить от прямого вмешательства в экономику. На втором этапе необходимо сконцентрировать функции государственного управления на совершенствовании институциональных условий развития экономики. Постепенно, по мере внедрения рыночных механизмов финансирования социальной сферы, активизации инвестиционной деятельности, решения крупных инфраструктурных задач, нужно отказаться от массированных прямых бюджетных ассигнований, перейти от модели прямого, директивного вмешательства к принципам индикативного управления и стратегического прогнозирования.

В число механизмов прямого государственного участия в экономике входят: бюджетная политика, формирование государственной инвестиционной программы, политика управления государственной собственностью, реализация государственных и целевых программ.

К механизмам создания институциональных условий развития региональной экономики относятся: социальная политика, демографическая политика, политика занятости и подготовки кадров, налоговая политика, создание благоприятного инвестиционного климата, научно-техническая и инновационная политика, ценовая политика, стимулирование конкуренции, совершенствование законодательной и судебной властей.

Одним из основных направлений государственной экономической политики является оптимизация и структурирование государственной бюджетной системы.

В долгосрочной перспективе роль государства будет сокращаться за счет постепенного внедрения рыночных механизмов финансирования социальной сферы и инфраструктурных направлений (продолжение реформы ЖКХ, совершенствование системы медицинского страхования и социального обеспечения, расширение круга платных социальных услуг) и решения ряда структурных экономических задач, реализации крупных инвестиционных проектов. Для чего на первом этапе необходимо повысить долю стимулирующих государственных расходов (государственных инвестиций и кредитных ресурсов, размещаемых среди иных субъектов экономики на конкурсной основе и предполагающих получение дополнительного финансового, экономического или социального эффекта) в структуре валового регионального продукта. Данный вид государственных расходов может быть обозначен как "инвестиции в создание новой модели региональной экономики", их целью является преодоление существующих структурных диспропорций.

Наряду с увеличением доходов бюджета необходимо оптимизировать его расходную часть, постепенно сокращая удельный вес расходов, направляемых на потребление, при неснижении достигнутого абсолютного размера в настоящее время.

Также необходимо разработать и реализовать комплекс специальных механизмов, стимулирующих экономический рост в перспективных отраслях и секторах экономики, в их число входят: научно-техническая и инновационная политика, создание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование бюджетной и налоговой политики, меры по развитию рынка капитала. Целесообразным будет и оптимизация структуры государственного управления, предполагающая ограничение численности административных служащих, сокращение дублирующих институтов, повышение требований к качеству работы чиновников, эффективную ротацию управленческих кадров.

5.2. Научно-техническая и инновационная политика

Государственная научно-техническая и инновационная политика Республики Саха (Якутия) должна быть направлена на ускоренное производственное освоение отечественных и зарубежных научно-технических достижений, обеспечивающих переход к новому технологическому укладу и качественное преобразование соответствующих отраслей экономики.

Необходим целенаправленный поиск малозатратных, так называемых "маргинальных" инноваций, которые, несмотря на изначально небольшие инвестиции, дают быстрый системный эффект в виде роста производительности труда, фондоотдачи, повышения рентабельности производства.

На первом этапе в связи с выделением таких приоритетных направлений развития экономики республики, как развитие алмазно-бриллиантового и нефтегазового комплексов, техническое перевооружение и модернизация основных фондов промышленности, особую актуальность будут иметь прикладные исследования Института физико-технических проблем Севера, Института проблем нефти и газа, Института космофизических исследований, Института горного дела Севера, Института мерзлотоведения, Института геологии алмаза и благородных металлов, Института неметаллических материалов СО РАН, направленные на разработку новых технологий (ресурсосберегающих, информационных, компьютерных, лазерных), новых видов техники и оборудования, материалов для развития приоритетных отраслей и применения в условиях Севера. Необходимо создание организационной структуры, целью которой станет регулирование системы продвижения научно-технических проектов, разработки, финансирования и внедрения технологических инноваций, направленных на решение приоритетных технологических и социально-экономических задач республики.

Для решения проблемы финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок необходимо реализовать следующие меры:

разделение принципов финансирования. Бюджетные ассигнования на науку должны структурироваться по двум основным направлениям. В отличие от фундаментальных исследований, которые должны полностью финансироваться государством, прикладные разработки будут стимулироваться путем размещения государственных заказов при обязательном привлечении средств, долевом участии непосредственных потребителей конечного научного продукта. При этом до 2010 года планируется увеличить долю привлеченных финансовых средств;

активизация работы по привлечению альтернативных финансовых источников, в том числе из средств фондов, промышленных предприятий, банков, международных научных, общественных и гуманитарных организаций, частных лиц;

введение налоговых и иных финансовых льгот для предприятий и организаций, вкладывающих средства в НИОКР и инновационные проекты, в том числе путем внесения соответствующих поправок в региональную нормативно-правовую и законодательную базу;

развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты.

В число основных задач перспективной научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) входят:

преодоление, "структурного разрыва" между современным уровнем развития мировых технологий и состоянием материально-технической базы региональной экономики;

апробация и внедрение передовых технологий добычи, переработки и использования топливно-энергетического сырья;

поэтапное формирование инфраструктуры инновационного рынка региона и благоприятной для внедрения научных разработок и технологических инноваций экономической и социальной среды;

внедрение системы продвижения фундаментальных научных разработок и исследований на внешние информационные рынки;