Обладая огромными запасами разнообразных природных ресурсов, труднодоступных в настоящее время для широкомасштабного освоения, Якутия является своего рода резервом ресурсов страны для будущих поколений. Уникальна по своим богатствам минерально-сырьевая база республики, значительны естественные биологические и лесные ресурсы.
Более полное использование потенциала республики обеспечит возможность развития в общефедеральных интересах приоритетных отраслей хозяйства республики, позволит резко снизить затраты на северный завоз, уменьшить инфляционное давление на финансы России, окажет благотворное воздействие на развитие Дальневосточного региона.
Вступление в XXI век и третье тысячелетие, общемировые тенденции и процессы глобализации, интеграции, технологической и информационной революции требуют новых подходов к выработке ориентиров, направлений и механизмов дальнейшего развития Якутии.
В настоящее время реализуется Стратегия развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века, представленная Президентом Республики Саха (Якутия) Николаевым М.Е. в 1999 году. В 2000 году проведен экономический форум с участием специалистов Центра стратегических разработок, Минэкономразвития РФ, Минтруда РФ, ученых.
На основе этого требуется определить перспективы развития Якутии до 2010 года, стратегические точки роста, конкретные направления интеграции в экономику России, Дальневосточного округа и зарубежных стран, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона.
За последние десять лет в республике осуществлялся переход к рыночной экономике в русле общероссийских процессов. В результате разделения собственности, либерализации цен, приватизации предприятий произошли кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве и производственных отношениях. В настоящее время развитие экономики республики все больше определяется разными формами собственности, воздействием рыночных регуляторов.
Вместе с тем, переход к рыночным реалиям происходил в сжатые сроки, в условиях нарушения внутриотраслевых и межтерриториальных хозяйственных связей, отсутствия соответствующей нормативно-законодательной базы, что привело к спаду производства, инфляционным процессам, дестабилизации денежно-кредитной системы, образованию государственного долга и взаимным неплатежам, ухудшению финансового положения предприятий и значительному снижению уровня жизни населения.
Руководство республики стремилось найти свой путь, при котором государство играло бы активную роль в начальный период реформ, так как социальные и экономические системы северных регионов оказались наиболее уязвимыми, неприспособленными к рыночным отношениям. Общероссийские кризисные процессы усугублялись экстремальными природно-климатическими условиями, неразвитостью транспортной системы, монополизированностью и очаговым размещением производства, сезонным характером работы, высокой стоимостью производства и рабочей силы.
В республике переход к рыночным реалиям осуществлялся более сдержанно, республиканскими органами власти создавались условия для адаптации предприятий и населения к новым условиям хозяйствования. Оказывалась значительная государственная поддержка через дотирование из бюджета, льготное налогообложение, сдерживание цен на энергоресурсы, тарифов на транспортные перевозки, выделение государственных инвестиций, предоставление гарантий и поручительств по привлекаемым предприятиями кредитам, а также оказание многосторонней социальной помощи населению, что несколько смягчило негативные последствия "шоковой терапии" и позволило сохранить стабильность в обществе и избежать социальных потрясений.
В течение десяти лет в целях структурной перестройки экономики проводилась работа по созданию и развитию перерабатывающих производств: алмазогранильной, ювелирной, камнеобрабатывающей, нефте- и газопереработки, деревообработки, переработки сельскохозяйственного сырья, легкой, пищевой промышленности.
В 1998 году в условиях обострения экономической и финансовой ситуации Правительством республики была реализована антикризисная программа. Более благоприятная конъюнктура рынка, последствия роста курса доллара, проведение государственной политики по развитию реального сектора экономики определили, начиная с 1999 года, тенденции оживления экономики: впервые достигнуто увеличение валового регионального продукта, ускорился рост промышленного и сельскохозяйственного производства, в экспортно-ориентированных производствах улучшилось финансовое положение, повысилась инвестиционная активность, началось сокращение безработицы и наметился рост доходов населения.
Однако тенденции улучшения ситуации в экономике еще не могут быть признаны устойчивыми. В республике существуют проблемы, требующие обоснованных решений и системного поэтапного подхода на долгосрочную перспективу.
Не преодолены следующие проблемы, дисбалансы и диспропорции:
сохраняется сырьевая направленность основных производств (доля добывающих отраслей в объеме промышленного производства в 2000 году составила 88,3%);
уровень валового накопления в 3-4 раза ниже объемов, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства на качественной основе, прежде всего в приоритетные экспортно-ориентированные отрасли и транспорт;
инвестиции в основной капитал за период реформирования сократились почти в 2 раза, что может привести к потере производственного потенциала, значительному выбытию основных производственных фондов. Особенно резко уменьшилась инвестиционная поддержка федерального центра, удельный вес федеральных вложений сократился в 8 раз;
уровень затратности, цен и качества продукции и услуг не отвечает уровню, необходимому для конкурентоспособности на рынках Российской Федерации;
производственные мощности и технологии не соответствуют рыночному спросу;
внутренние финансовые возможности экономики республики в два раза меньше необходимой нормативной потребности для финансирования социальной сферы, погашения накопленных задолженностей;
удельный вес убыточных предприятий остается значительным - 55%. При этом основная масса прибыли образуется в алмазодобывающей промышленности;
значительная доля доходов экономики перераспределяется на финансирование государственных учреждений (18% ВРП против 14,7% ВВП в России) из-за высокой затратности содержания социальной сферы;
предложение трудовых ресурсов превышает спрос на них, при этом сохраняется структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда. Уровень имеющихся кадровых ресурсов не полностью соответствует потребностям и современным требованиям, особенно по техническим специальностям и управленческому персоналу;
существующая схема расселения в республике не соответствует условиям для эффективного хозяйствования на некоторых территориях, транспортной доступности.
Устранение накопленных проблем возможно при условии реализации структурной политики республики, нацеленной на рост объемов производства товаров и услуг в приоритетных отраслях, решение демографических и социальных проблем, оптимизацию финансовой и бюджетной системы, что зависит не только от политики республиканских органов власти, но и от решений федерального центра.
Определенные сдвиги в этом направлении наметились в 1999-2000 годах. В результате благоприятной конъюнктуры внешнего рынка, роста курса доллара, реализации активной политики стимулирования развития реального сектора экономики впервые за десятилетие в 1999 году был достигнут рост валового регионального продукта, который закрепился и ускорился в 2000 году. Экономический рост в целом за два года составил 19,5%, при этом положительная тенденция наблюдается во всех основных отраслях: в промышленном и сельскохозяйственном производствах, в строительстве, на транспорте. Начался рост поголовья крупного рогатого скота, лошадей, свиней и птицы. Стимулирование и поддержка перерабатывающих производств, местных товаропроизводителей, малого предпринимательства позволили увеличить производство потребительских товаров за два года на 22%. В экспортно-ориентированных производствах улучшилось финансовое положение, повысилась инвестиционная активность. Активизировалась ситуация на рынке труда, началось сокращение безработицы, заработная плата не только реально возросла, но и постепенно сокращается задолженность по ее выплате. В результате этого реальные денежные доходы населения в 2000 году возросли на 3%. Наметившиеся положительные тенденции должны быть закреплены и продолжены.