Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА

4. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ


Для реализации социальных мер и развития человеческого потенциала необходима модернизация и развитие реального сектора экономики на основе структурных преобразований, применения достижений научно-технического прогресса, внедрения новых наукоемких и информационных технологий.

Основу развития экономики республики будут определять пять крупных комплексов - алмазно-бриллиантовый, топливно - энергетический, лесопромышленный, транспортный и научно-информационный. Начнется переход экономики от преимущественно минерально-сырьевой ориентации к топливно-энергетической специализации за счет быстрого роста нефтегазового комплекса и создания новых производств, в основном перерабатывающих. Рост производства будет также зависеть от уровня развития производственной и социальной инфраструктуры, агропромышленного комплекса, вложения инвестиций и применения достижений научно-технического прогресса, внедрения новых наукоемких и информационных технологий.

При этом для большинства из рассматриваемых отраслей общим является техническое и технологическое перевооружение, подготовка квалифицированных кадров.

4.1. Развитие горнодобывающих отраслей промышленности

Алмазно-бриллиантовый комплекс

Алмазодобывающая отрасль является основным источником формирования доходной части бюджета республики и останется им до 2010 года. Добыча алмазов в республике, в общем объеме добываемого на территории России алмазного сырья, составляет около 98%, а в мировом производстве - 25%. Годовой объем реализации продукции алмазодобывающих предприятий приблизился к 1,5 млрд. долларов.

Характерной особенностью в последние годы является увеличение объемов продаж алмазного сырья на внутреннем рынке, в том числе ювелирных алмазов российским гранильным предприятиям. Прогнозируется рост спроса на алмазы на внутреннем рынке к 2010 г. по сравнению с 1999 г. примерно на 70%. Поставки сырья увеличатся на 24,6%, при варианте продления соглашения с "Де Бирс", до последнего времени остававшейся стабильным клиентом России и республики, и на 56,7% при варианте без продления данного соглашения.

Оценивая сложившуюся ситуацию на алмазно-бриллиантовом рынке и перспективы его развития до 2010 года, можно ожидать сохранения роста потребительского спроса, что повлечет за собой необходимость увеличения продажи алмазов. Это, в свою очередь, может благоприятно сказаться на производстве алмазов и позволит увеличить объемы реализуемого алмазного сырья как на внешнем, так и на внутреннем рынках с первоочередной ориентацией на российских потребителей.

Основой для развития добычи алмазов на перспективу является достаточная и надежная минерально-сырьевая база, развитые горнодобывающие мощности и инфраструктура, а также проекты развития новых предприятий. В 2001-2003 годах в связи с сокращением открытой добычи и переходом на подземную технологию планируемый уровень алмазодобычи не превысит достигнутого к настоящему времени и лишь с 2004 года намечается его рост. В 2005 году объем алмазодобычи составит 1,886 млрд. долларов или 127,3% к уровню 2000 года; в 2010 году этот объем достигнет 2,18 млрд. долларов. Для этого предусматривается:

разработка мероприятий по продлению сроков и объемов открытой добычи руды по трубке "Удачная";

ускоренный ввод на полную мощность подземного рудника "Интернациональный" (в 2003 году) и обеспечение объемов добычи по руднику "Айхал";

увеличение объемов добычи по трубке "Зарница";

ввод в эксплуатацию карьеров трубки "Нюрбинская" (2002 г.) и начало освоения резервных разведанных месторождений трубок "Комсомольская" и "Дачная" (2002 г.), а также россыпей "Восточная", "Солур" (2003 г.) и "Горный" (2004 г.).

Необходимым является техническое перевооружение действующих предприятий - объем инвестиций в этом направлении в последние годы достигал 30-40% вложений и должен возрасти ввиду значительной изношенности активной части основных фондов. В план технического перевооружения включаются мероприятия, связанные с внедрением прогрессивной технологии, автоматизацией и механизацией производства, заменой оборудования. Финансирование этих мероприятий должно составить в среднем 7,6 млрд. руб. в год в течение 2001-2005 годов.

Исключительно важное значение для алмазодобывающей отрасли имеют инвестиции в поддержание действующих и создание новых мощностей. Инвестиции в развитие горнодобывающего комплекса будут расти и за 2001-2005 годы должны составить более 40 млрд. руб., причем 61% планируется направить на строительство капиталоемких подземных рудников "Айхал", "Мир" и "Удачный", ввод мощностей которых намечается соответственно в 2006, 2008 и 2011 годах.

Инвестиционная политика АК "АЛРОСА" предусматривает на 2001-2010 годы дальнейшее финансирование стратегически важных и приоритетных для отрасли объектов инфраструктуры и развития производства: огранка алмазов, добыча и транспортировка природного газа, нефтедобыча и нефтепереработка, лесозаготовка и переработка леса, строительство электроэнергетических сооружений. Развитие этих направлений позволит значительно сократить затраты по добыче алмазов, также будут решены вопросы надежного обеспечения западного региона республики электроэнергией, газом, нефтепродуктами. В целом инвестиции в алмазную отрасль за счет всех источников ожидаются в пределах 6-7 млрд. долларов.

Это позволит стабильно работать в ухудшающихся горно-геологических условиях, не снижать объемы добычи алмазов и повышать их качество, в том числе за счет применения кристаллосберегающих технологий.

Важнейшей задачей развития гранильного производства является увеличение добавленной стоимости на основе переработки добываемого алмазного сырья и получения собственных бриллиантов. Необходимо активное проникновение на внешние рынки сбыта с эффективной маркетинговой политикой.

Республика Саха (Якутия) является одним из быстро развивающихся гранильных центров России. В 1999 году предприятиями республики с учетом собственного производства АК "АЛРОСА" произведено бриллиантов на сумму 143 млн. долларов, а в 2000 году - свыше 200 млн. долларов. В 2005 году планируется увеличить производство бриллиантов только предприятиями республики до 500 млн. долларов, то есть около трети всего российского гранильного производства.

Существование системы лицензирования экспорта бриллиантов, в т.ч. необходимость работы через ГУП "Алмазювелирэкспорт", задерживает продвижение продукции якутских гранильных предприятий на внешний рынок, ведет к росту издержек, замедляет скорость оборота средств. В этой связи необходимо добиваться отмены лицензирования экспорта бриллиантов.

Развитие производства бриллиантов позволит иметь дополнительные источники налоговых поступлений в бюджет территории, обеспечивать занятость местного населения в высокотехнологичном секторе производства. Гранильная промышленность должна стать одной из точек роста перерабатывающей промышленности республики. Для этого необходимо решить следующие задачи:

полная загрузка станочного парка; вывод всех заводов на безубыточный уровень работы за счет повышения производительности труда, качества готовой продукции и снижения издержек производства;

вовлечение в обработку более широкого спектра алмазного сырья, в том числе "индийского товара", что потребует ускоренного дооснащения заводов передовым технологическим оборудованием, повышения квалификации рабочих основных специальностей;

гибкое реагирование на изменение конъюнктуры рынка;

создание и продвижение на внутреннем и внешнем рынке торговой марки (брэнда) якутских бриллиантов, активная маркетинговая политика с непосредственным присутствием на перспективных рынках сбыта (основное направление - рынки Юго-Восточной Азии).

Развитие добычи благородных и цветных металлов

Республика Саха (Якутия) является одним из ведущих регионов России по достигнутому объему золотодобычи, минерально-сырьевой базе и прогнозным ресурсам золота. В результате рыночных преобразований образовалась новая структура производства с преобладанием частного сектора.

С 1999 года в золотодобыче наметились положительные тенденции: физические объемы добычи золота за два года возросли на 46,9%, увеличились поступления в бюджеты всех уровней, погашается задолженность перед кредиторами, повышается производительность труда, получен положительный финансовый результат.