Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА

6. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


Региональная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

создание условий для укрепления собственной экономической базы в улусах и городах республики, обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития, увеличение собственных доходов территорий, постепенное увеличение числа регионов, имеющих устойчивый бездефицитный бюджет;

создание условий для становления и развития местного самоуправления;

поддержка развития в отсталых и имеющих слабую производственную базу улусах местного производства и сферы услуг в форме малого бизнеса для решения проблем безработицы и увеличения количества занятых в экономике.

Природно-ресурсные экономические и геополитические предпосылки обеспечивают широкие возможности экономического роста и дальнейшего освоения территории Якутии. Развитие республики в рыночных условиях требует перестройки территориальной освоенческой политики и перехода от экстенсивной "фронтальной" экспансии к региональной и проблемно-отраслевой концентрации процессов освоения. Это потребует обоснованного разделения территории на части, в пределах которых и должно происходить сконцентрированное развитие.

Республика - обширный регион с огромными внутренними различиями, поэтому к развитию экономики отдельно взятых улусов должен существовать дифференцированный подход. Тридцать пять улусов и городов республики отличаются друг от друга особенностями структуры расселения, уровнем экономического развития в комплексе всех отраслей, включая в первую очередь промышленность, сельское хозяйство и транспорт. По этим критериям в настоящее время можно выделить семь типов экономических районов: Северо-Западный, Северный, Северо-Восточный, Восточный, Центральный, Западный и Южный (см. рис. 1). Каждый из них имеет свою специфику освоения и перспективы развития.

Рис. 1 не приводится

Город Якутск с подчиненными территориями является районом наиболее высокой освоенности. К группе улусов с высоким и средним уровнем освоенности относятся в основном улусы Южной, Западной, Восточной частей. Улусы с наименьшим уровнем хозяйственной освоенности протягиваются широкой полосой между побережьем морей Северного Ледовитого океана и наиболее освоенной частью территории республики - это в основном северные и арктические улусы.

В целях создания условий для экономической, хозяйственной и социально-культурной кооперации и интеграции улусов и городов республики и обеспечения единой государственной политики органов исполнительной власти республики в этом направлении создан институт представителей Президента Республики Саха (Якутия) в пяти округах.

В каждый округ входят улусы, относящиеся к различным по уровню освоенности экономическим районам. Основным принципом такого объединения является необходимость организации сбалансированного и взаимоувязанного способа хозяйствования. Практически в каждом округе имеются улусы - "локомотивы" экономики, с помощью которых в перспективе возможно развитие районов, имеющих пока низкий уровень освоенности.

В плане регулирования территориального развития необходимо усиливать роль управления экономикой республики, в основе которого лежит взаимоувязанное сочетание отраслевого и регионального подходов. Наиболее перспективными "точками" роста и развития будут Западный и Алданский округа, в т.ч. города Мирный, Нерюнгри, а также г. Якутск. Экономический потенциал этих регионов будет определять параметры экономики республики в целом. Остальные улусы в силу своей дотационности должны обеспечить максимально возможное развитие своего потенциала с частичным осуществлением государственной поддержки в различных формах (например, в форме чрезвычайной государственной поддержки) и интеграцией с развитыми регионами республики и соседними районами других субъектов федерации.

Реальной становится необходимость перераспределения населения из депрессивных районов (не имеющих объективных условий для развития) в те, которые имеют перспективу на будущее. Факт значительных диспропорций по уровню социально-экономического развития отдельных территорий республики является крайне тревожным. Исходя из этого, наряду с совершенствованием поддержки территорий через трансферты, программы социально-экономического развития отдельных территорий республики должны учитывать особенности регионального развития в увязке с реальными возможностями финансирования. Приоритетной задачей Правительства Республики Саха (Якутия) является оптимизация уровня социально-экономического развития улусов и городов с учетом их экономического и социального потенциала, оказание селективной поддержки, смягчение негативных последствий неустойчивости функционирования территориальных хозяйственных комплексов.

В северных и арктических улусах, которые входят в основном в Колымо-Индигирский, а также в Приленский, Янский и Западный округа, дальнейшая жизнедеятельность будет основываться на развитии традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, охотпромысла, рыболовства), осуществления необходимых государственных функций (охрана границ, метеорологические наблюдения, природоохранные мероприятия), а также других отраслей - экологический туризм, морские перевозки, малая авиация, торговля через фактории и т.д. По мере угасания центров освоенческой активности, которые сформировались в период "бурного" развития их территории в советский период, возможно возвращение к традиционно более крупным административным образованиям. В Анабарском, Булунском, Жиганском, Верхоянском, Усть-Янском улусах перспективы связаны с вовлечением в эксплуатацию месторождений алмазов, золота, олова и других полезных ископаемых.

Благоприятное географическое положение способствует реализации проектов по освоению Северного морского пути, по созданию системы транзитных кроссполярных авиамаршрутов через территорию республики. Предстоит реанимировать нормальную систему авиационного обслуживания северных районов, как внутриулусных сообщений, так и с регионами республики и России на базе обновления воздушного флота малой авиации.

В улусах сельскохозяйственной специализации главным останется развитие сельского хозяйства, направленное на увеличение поголовья скота и лошадей, улучшение их породных характеристик, развитие семейной экономики за счет скороспелых отраслей и овощеводства. В земледельческих улусах должны увеличиться площади земель под пашни для повышения сбора зерна и его переработки в муку и комбикорма. Будут осваиваться плодородные долины реки Лены: Туймаада, Эркээни, Энсиэли. Должны получить широкое развитие мелкотоварное производство и услуги, переработка сельхозпродукции и дикоросов через специализированные хозяйства, малое предпринимательство, крестьянские и семейные хозяйства с ориентацией на поставку сельскохозяйственной продукции в районные центры и соседние промышленные регионы.

Перспективы развития Западного региона связаны с освоением новых алмазоносных месторождений, в первую очередь Ботуобинской и Нюрбинской трубок, строительством новых и использованием на полную мощность введенных объектов (рудник "Интернациональный", Нюрбинская фабрика, трубки "Мир", "Айхал", "Удачная", "Комсомольская", "Зарница" и т.д.), переходом на новую подземную технологию. Строительство и ввод газопровода Чернышевский-Айхал - Удачный, Иреляхского нефтеперерабатывающего завода, расширение лесопереработки позволят улучшить производственную инфраструктуру и бытовые условия населения, создать новые производства и рабочие места в Ленском и Мирнинском улусах. В долгосрочной перспективе дальнейший импульс развитию региона придаст освоение Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, Среднеботуобинского газонефтяного месторождения и Чаяндинского газоконденсатного месторождения.

В ближайшей перспективе окончание строительства широтных автомобильных дорог Якутск-Мирный ("Вилюй") и Якутск-Кюбеме ("Колыма") позволит соединить крупные промышленные центры: Кысыл-Сыр, Мирный, Усть-Неру, Хандыгу, Якутск с сельскохозяйственными улусами. Это послужит мощным фактором для формирования внутреннего рынка, создаст необходимые условия для товарообмена между городом и селом. Пересекая всю Якутию в широтном направлении, они вместе с существующими меридиональными трассами Ленск-Удачный, Большой Невер-Якутск, Теплый Ключ - Тополиное составят каркас республиканских дорог, что позволит достичь оптимального перераспределения грузопотоков между видами транспорта с точки зрения сокращения совокупных затрат на перевозки и хранение грузов, максимально снизить транспортоемкость внутренних и внешних экономических связей при абсолютном увеличении объема перевозок.

Будущее Южной Якутии определяется развитием угледобывающей отрасли на базе действующего Нерюнгринского разреза, малых угольных разрезов, а также освоением крупнейшего Эльгинского месторождения; обустройством и задействованием в постоянную эксплуатацию участка Беркакит-Томмот и продолжением строительства железной дороги до г. Якутска; увеличением золотодобычи, в том числе за счет кучного выщелачивания; камнеобработки (чароит, мрамор, нефрит); а также лесопереработки, в первую очередь для поставок на экспорт. Оживление других отраслей будет непосредственно связано с освоением Байкало-Амурской магистрали и принятием соответствующего федерального закона "О свободной экономической зоне "БАМ". В условиях постоянного роста спроса на продукцию металлургии и железорудное сырье, наступающего исчерпания железорудной базы Урала, в ближайшие 10-20 лет, а также в целях стратегической безопасности страны Южно-Якутский регион должен стать новой металлургической базой для всей России. Для этого необходимо вернуться к вопросу развития Южно-Якутского территориально-производственного комплекса и создать металлургическое производство в Южной Якутии на базе железорудных и угольных месторождений. В долгосрочной перспективе необходимо также рассмотреть вопрос о целесообразности строительства Селигдарского апатитового комбината.

Необходимо внедрять новые формы территориального управления. Так, организованное Республиканское агентство развития Южно-Якутского региона является новой моделью территориального управления и координирует усилия отраслевых министерств и ведомств, обеспечивает взаимосвязь и согласованность в проведении эффективной промышленной и социальной политики экономического района в целом. Одной из форм территориальной организации экономики может стать создание свободных зон экономического развития. Разрабатываемая программа создания свободной республиканской зоны развития Вилюйской группы улусов республики предполагает на основе свободного предпринимательства, причем преимущественно среднего и малого бизнеса, реализовать комплексное социально-экономическое развитие локальной территории.

Около 40% территории республики занимает группа северных и арктических улусов (свыше 1100 тыс. кв. км) с компактным проживанием малочисленных народов Севера. Необходимы государственные гарантии и создание наиболее эффективной системы социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера с целью сохранения их самобытности, традиционной занятости и уклада жизни. Прежде всего, необходимы поддержка традиционных производств, обеспечивающих основной источник доходов, обмен и сбыт продукции этих отраслей через фактории, формирование общинного самоуправления с предоставлением им преимущественных прав пользования ресурсами традиционного жизнеобеспечения. При промышленном и ином освоении этих территорий необходимо ставить вопрос о создании специальных территориальных фондов за счет отчислений от использования невозобновляемых природных ресурсов, как это делается на Аляске и в Канаде. Направления использования территориальных фондов должно определяться по согласованию с органами местного самоуправления для решения первоочередных задач этих территорий.

Также необходимо сформировать механизм взаимоотношений недропользователей и коренных жителей интенсивно осваиваемых районов. Например, возможно использовать систему экономических соглашений между владельцами родовых угодий и недропользователями, представители малочисленных народов должны участвовать в процессе выдачи лицензий на право разведки и освоения месторождений, могут формироваться согласительные комиссии при исполнительных органах пласт и местного самоуправления для решения спорных вопросов между общинами малочисленных народов и недропользователями.

Таким образом, необходимо рассматривать и использовать различные методы и механизмы для согласования отраслевых и территориальных интересов для сохранения и развития национального колорита малочисленных народов, а также увеличение их списочной численности и повышение благосостояния.

При переходе на местное самоуправление должны быть созданы нормативно-правовые, территориальные, экономические, социальные и экологические составляющие самоуправления. Местное самоуправление позволит восстановить истинную власть народа на своей территории, возвратить ему самостоятельность в решении собственных вопросов. Согласно законодательству, населению предоставлен выбор уровня местного самоуправления (улус, наслег, поселок). Обязательным условием становления демократически и эффективно работающего самоуправления явится распоряжение и управление природными ресурсами. Эти процессы должны основываться на точной экономической оценке, условиях и механизмах ее рационального использования с учетом интересов будущих поколений.

Таким образом, при определении перспектив развития Якутии значимым фактором является особая экономическая политика в отношении северных районов и большая в сравнении с освоенными районами роль государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

Приложения не приводятся