Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА


Целью социально-экономического развития республики является создание социально-ориентированной рыночной экономики, интегрированной в рынки всей страны, в первую очередь Дальнего Востока и Сибири, а также Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивающей достойный уровень жизни людей в условиях Севера.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечение качественного экономического роста на основе структурной перестройки;

достижение экономической эффективности, конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей и продукции;

создание оптимального сочетания государственного регулирования с экономической свободой субъектов хозяйствования в условиях Крайнего Севера;

формирование условий для благоприятного инвестиционного климата, предпринимательской инициативы, самореализации каждой семьи и каждого гражданина;

устойчивое функционирование экономики и жизнеобеспечивающих систем;

организация максимально возможной эффективной занятости населения;

адресная социальная защита нетрудоспособных и поддержка малоимущих;

формирование человеческого потенциала нового типа, способного осуществить модернизацию экономики и общества в соответствии с требованиями нового века.

Реализация поставленных цели и задач осуществляется в два этапа.

На первом этапе (2002-2007 годы) экономическая политика в республике будет направлена на стабилизацию и закрепление положительных тенденций роста, преодоление диспропорций и решение проблемы долгов, дальнейшее развитие рыночных механизмов, углубление структурных преобразований, создание благоприятного инвестиционного климата, подготовку высококвалифицированных кадров.

Республика должна в основном преодолеть высокую затратность и неэффективность экономики за счет политики качественного реформирования предприятий и отраслей, сбалансированности финансовой системы, ресурсосбережения, внедрения новых технологий, освоения имеющихся мощностей и активной поддержки малого предпринимательства.

В эти годы необходимо осуществить значительные преобразования в социальной сфере: реформы в образовании, здравоохранении, пенсионной системе, жилищно-коммунальном хозяйстве. К 2007 году денежные доходы населения за счет развития рынка труда, реформирования заработной платы, пенсионного и социального обеспечения, доходов от малого бизнеса, подсобных хозяйств увеличатся в 3,1 раза и превысят величину прожиточного минимума в 2,8 раза против 1,8 в 2000 году (см. приложение N 1). В результате комплексных мер по борьбе с бедностью уменьшится дифференциация доходов населения.

Предполагается снизить уровень общей безработицы с 10,6% в 2000 году до 7,9% в 2007 году за счет создания новых рабочих мест на основе использования высоких технологий (в ближайшее время 5 тысяч мест), поддержки малого предпринимательства, семейной экономики, ремесленничества, надомничества.

Реальные темпы роста экономики (ВРП) в 2002-2007 г.г. должны быть не ниже 4-5% в год, при этом на первый план выходят качественные характеристики результатов работы субъектов экономики, а не их количественный рост. Основу развития экономики республики будет определять функционирование алмазно-бриллиантового, топливно-энергетического комплексов при приоритетном и опережающем росте добычи и переработки нефти и газа, лесопромышленного, транспортного и научно-информационного комплексов с одновременным развитием других отраслей, нацеленных на экспорт и внутренний рынок. Необходимо увеличить добычу нефти к 2007 году до 3056 тыс. тонн, производство дизельного топлива - до 581,7 тыс. тонн, переработку нефти - до 1500 тыс. тонн на модульных установках и нефтеперерабатывающем заводе, выпуск сжиженного газа на газоперерабатывающем заводе. Доля республиканских потребительских товаров в объеме продаж должна возрасти до 40%. Доходы сельских семей возрастут за счет роста товарности производства на основе развития заготовок, переработки сельхозпродукции, широкого внедрения кооперации, аренды, лизинга.

Расширится участие республики на рынках Дальнего Востока, Сибири, стран АТР за счет увеличения поставок угля, электроэнергии, продукции гранильной, ювелирной и деревообрабатывающей промышленности. На всех уровнях должна проводиться компьютеризация, активно осваиваться информационные технологии на основе ускоренного развития систем связи и телекоммуникаций.

Требуется вложить инвестиции в основной капитал за шесть лет не менее 200 млрд. руб. за счет прибыли и амортизационных отчислений предприятий, привлечения кредитов, средств российских, иностранных инвесторов, развития рынка капитала, реализации федеральных и республиканских целевых программ, сбережений населения на строительство жилья (см. приложение N 2). Должны проводиться техническое перевооружение, технологическая реконструкция и полное задействование имеющихся производственных мощностей. Оздоровление экономики предполагает прекращение поддержки нежизнеспособных предприятий и упрощение условий создания и деятельности малых и средних предприятий.

Необходимо создать стабильную основу управления государственными финансами и государственным долгом, усовершенствовать систему межбюджетных отношений с учетом введения местного самоуправления в республике.

Решение поставленных задач требует совершенствования структуры управления на основе четкого распределения функций и ответственности, разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, республиканскими и местными органами власти, обеспечения неукоснительного исполнения законов, реформирования государственной службы. Подготовка высококвалифицированных кадров, особенно технических специалистов и менеджеров, становится решающим фактором развития. Должна быть внедрена система индикативного управления экономикой, задействован мощный рычаг инициативы населения на основе становления института местного самоуправления.

На втором этапе (2008-2010 годы) должна быть решена задача обеспечения экономического роста и заложена основа дальнейшего устойчивого развития экономики республики, предполагающего сохранение природной основы, рационального потребления ресурсов и переход на качественно новый уровень жизни населения.

Необходимо добиться среднегодовых темпов прироста ВРП и реальных доходов на душу населения до 7-10% при направлении инвестиций в размере более 300 млрд. руб. за весь период. Это обеспечит рост валового регионального продукта и доходов населения за десять лет почти в два раза. Увеличатся в два раза поступления в доходную часть федерального и республиканского бюджетов, балансовая прибыль предприятий возрастет почти в три раза, что увеличит возможности предприятий производить расширенное воспроизводство.

Особенностями этого периода являются переориентация экономики республики на топливно-энергетический комплекс, переход на глубокую переработку добываемых видов сырьевых ресурсов, создание новых производств на основе активного использования современных технологий, научных разработок и задействования всех рыночных механизмов. При этом в политике Правительства Республики Саха (Якутия) наряду с чисто экономическими направлениями акцентированное внимание будет уделяться социально-экологическим, духовно-нравственным и информационным основам.

Определяющим в течение десяти лет будет:

обеспечение потребности республики в светлых нефтепродуктах за счет освоения Талаканского, Среднеботуобинского, Иреляхского, других месторождений и ввода нефтеперерабатывающих мощностей, разработка Чаяндинского газонефтяного месторождения, создание в кооперации с восточными регионами страны производств по экспорту нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, кардинальное расширение газификации сельских населенных пунктов, задействование мощности газоперерабатывающего завода, реализация проекта по строительству завода синтетических моторных топлив на основе переработки газа;

формирование оптимального топливно-энергетического баланса в республике на основе собственных топливных ресурсов и единой энергетической системы, а также рационального внедрения автономных систем энерго-, теплоснабжения и нетрадиционных источников энергии, особенно в северных улусах;

диверсификация структуры производства с увеличением доли продукции высокой степени переработки минерально-сырьевых ресурсов, переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг (ювелирные изделия, бриллианты, технические инструменты, пиломатериалы, электроэнергия, продукция переработки сельхозсырья - мясопродукты, рыбопродукты, изделия художественных народных промыслов, лекарственные препараты на основе растительного и животного сырья, оказание высококачественных туристических, медицинских, образовательных услуг и т.д.);

создание металлургического производства в Южной Якутии на базе железорудных и угольных месторождений, преодоление отставания технического уровня отраслей, ориентированных на внешний и внутренний рынок, развитие новых производств: стекла, гипса, абразивных материалов, сборка и производство оборудования для сельского и жилищно-коммунального хозяйства, переработка вторичных отходов и т.д.;