ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июня 2010 года N 279

О республиканской адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) на 2010 - 2011 годы"

(в редакции постановления Правительства РС (Я) от 10.12.2010 N 542;
Постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153
Постановления Правительства РС(Я) от 13.07.2011 N 302)

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить республиканскую адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) на 2010-2011 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.

(пункт 1 в редакции постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153)

2. Опубликовать настоящее постановление в газетах "Якутия" и "Саха сирэ".

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.

(пункт 3 в редакции постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153)

  Председатель Правительства
     Республики Саха (Якутия)
     Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 04 июня 2010 года N 279


Республиканская адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) на 2010-2011 годы"

(в наименовании программы, и далее по тексту слова "2010" изменены на 2010-2011 годы" в редакции постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153)

ПАСПОРТ


Наименование Программы

Республиканская адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) на 2010 -2011 годы" (далее - Программа)

Основание
 для разработки

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ФЗ N 185)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

 органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Программы

- Финансовая поддержка в проведении капитального ремонта многоквартирных домов муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства;

 - проведение капитального ремонта многоквартирных домов, приведение их в нормативное состояние в соответствии с установленными санитарными и техническими правилами и нормами инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий;

 - развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения средств республиканского и местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирных домах (далее - ТСЖ);

 - создание института эффективных собственников жилья;

 - повышение комфортности проживания граждан.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- Снижение уровня физического износа многоквартирных домов;

 - увеличение доли многоквартирных домов, в которых принято решение о выборе способа управления ТСЖ

Срок реализации Программы
 (в редакции постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153 )

До 01.07.2011 года

Перечень программных мероприятий

- Разработка положения о проведении конкурсного отбора проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов;

 - подготовка технико-экономических обоснований и предоставление проектно-сметной документации на проекты по капитальному ремонту многоквартирных домов, реализуемых с использованием средств республиканского бюджета;

 - мониторинг реализации Программы

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования Программы - 565 772 967,99 рублей, в том числе за счет:
  - государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  - 251 084 712,99 рублей, в том числе 66 974 564,99 рублей за счет экономии средств финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ по результатам реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийно-жилищного фонда на 2008-2009 годы;

  - государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 281 214 879,00 рублей;

  - местных бюджетов - 0 рублей;

  - собственников жилых помещений - 33 473 376,00 рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- Снижение уровня физического износа многоквартирных домов;

  - увеличение доли многоквартирных домов, в которых принято решение о выборе способа управления ТСЖ;

  - создание благоприятных условий для привлечения средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирных домах.

<*> Выделение средств планируется производить в соответствии с Порядком предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Федеральным законом N 185-ФЗ.

<**> Сумма средств республиканского бюджета подлежит уточнению перед принятием бюджета на очередной финансовый год.

<***> Выделение средств из местных бюджетов планируется производить в соответствии с принятыми муниципальными программами по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

1. Введение


С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ответственность за содержание жилых домов возложена на собственников помещений - граждан, которые в настоящее время не имеют финансовой возможности осуществлять в полном объеме финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Многолетнее хроническое недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов привело к повышенному уровню износа многоквартирных домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда, приведение которого до нормативного состояния силами собственников оказалось невозможным. Тяжелые, сложные жизненные условия явились косвенными причинами возникновения таких проблем, как пьянство, высокая смертность, преступность, детская беспризорность.

26 апреля 2007 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации предложил кардинальным образом сдвинуть проблему застопорившегося реформирования жилищно-коммунального хозяйства, что стало отправной точкой для запуска нового, более мощного механизма реформирования всего жилищно-коммунального комплекса, направленного прежде всего на создание объединений эффективных собственников жилья, расселение из аварийного жилфонда, улучшение жилищных условий граждан. Для этого по предложению Президента был сформирован и принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ФЗ N 185), в целях реализации которого создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) с уставным капиталом в 240 млрд. рублей, из которых 144 млрд. рублей направлены на капитальный ремонт (60%) и 96 млрд. рублей - на переселение из аварийного жилищного фонда (40%). Меры по реализации ФЗ N 185 направлены на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства вступило в очередной этап.

В рамках реализации ФЗ N 185 разработана настоящая Программа, которая направлена на оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям для проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - МКД).

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Общая площадь жилищного фонда в республике составляет 18 902,8 тыс. кв. метров, в том числе по видам собственности:

муниципальный жилищный фонд - 4 034,9 тыс. кв. метров;

государственный жилищный фонд - 552,4 тыс. кв. метров;

частный жилищный фонд - 14 314,5 тыс. кв. метров, в том числе в личной собственности граждан - 13 813,1 тыс. кв. метров;

прочий жилищный фонд - 1,0 тыс. кв. метров.

В последние десятилетия из-за отсутствия финансирования капитального ремонта ускоренными темпами произошел износ жилищного фонда, многие дома пришли в негодность и перешли в категорию аварийно-ветхих.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 2010 год общее количество многоквартирных домов составляет 15 076 единиц с общей площадью 11 612,7 тыс. кв. метров.

Аварийно-ветхими домами по состоянию на конец 2008 года признаны многоквартирные дома общей площадью 2 957,9 тыс. кв. метров, или 15,6% от общей площади многоквартирного жилищного фонда.

Механизмы эффективного управления жильем, находящимся в собственности граждан, не получили широкого распространения и не обеспечивают эффективного содержания и сохранности жилищного фонда. Доля аварийного жилья и жилья, не соответствующего потребительским стандартам, продолжает увеличиваться. Предотвращение ветшания жилищного фонда города только частично может быть решено путем сноса аварийных жилых домов. Необходимо существенно увеличить объем капитального ремонта.

Таким образом, в совокупности показателей, характеризующих современное состояние жилищного фонда, выделяется основной круг проблем:

1. Высокий уровень морально-технического износа объектов жилищного фонда и его сохраняющийся рост, превышение темпов старения жилищного фонда над темпами его восстановления, ведущее к увеличению рисков аварийности, низкому коэффициенту полезного действия мощностей и значительным потерям энергоносителей.

2. Недостаточное финансирование работ по проведению капитального ремонта жилищного фонда республики.

Решение указанных проблем современного состояния в жилищно-коммунальной сфере Республики Саха (Якутия) возможно путем определения приоритетных направлений и выработки стратегии, требующей последовательного и комплексного подхода, значительных капитальных вложений, что наиболее реализуемо программно-целевым методом. Таким образом, в рамках реализации ФЗ N 185 подготовлена настоящая Программа, разработанная на основе муниципальных адресных программ муниципальных образований с указанием конкретных перечней многоквартирных домов, подлежащих ремонту. В связи с этим для разрешения проблемы необходимо применение именно адресно-целевого программного метода.

3. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является финансовая поддержка в проведении капитального ремонта муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства и при этом собственники помещений в МКД самостоятельно выбрали способ управления МКД (товарищество собственников жилья или управляющая компания) и приняли решение о проведении капитального ремонта.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих задач:

а) проведение активной агитационно-разъяснительной работы с населением;

б) разработка и соблюдение прозрачных и публичных отборов участников Программы;

в) обеспечение высокой степени готовности собственников помещений в МКД к проведению капитального ремонта;

г) использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.

Указанные цели и задачи прежде всего направлены на комплексное решение проблемы по приведению в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий. Для этого необходимо:

проведение капитального ремонта МКД;

развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения средств республиканского и местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов;

создание института эффективных собственников жилья.

4. Стоимость выполнения Программы


Решением Правления Фонда от 26 декабря 2007 года (протокол N 4) установлен лимит предоставления финансовой поддержки Республике Саха (Якутия) за счет средств Фонда в объеме 1 577 016,56 тыс. рублей, в том числе 946 209,94 тыс. рублей - на проведение капитального ремонта, 630 806,63 тыс. рублей - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В 2008 году Республика Саха (Якутия) получила в качестве финансовой поддержки на проведение капитального ремонта из средств Фонда 283 862,00 тыс. рублей.

В 2009 году Республика Саха (Якутия) получила в качестве финансовой поддержки на проведение капитального ремонта из средств Фонда 662 347,94 тыс. рублей.

В 2010 году финансовая поддержка за счет средств Фонда составляет 251 084,713 тыс. рублей, в том числе 184 110,148 тыс.рублей - за счет увеличения лимита предоставления финансовой поддержки Республике Саха (Якутия), 66 974,565 тыс.рублей – за счет экономии средств финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ по результатам реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийно-жилищного фонда на 2008-2009 годы.

Обоснование объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов рассчитано исходя из предельной стоимости проведения капитального ремонта, а также перечня и объема работ, определенных на основании проектно-сметной документации.

Правительством Республики Саха (Якутия) принято решение по обеспечению долевого финансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010-2011 годы в размере 112%.

Средства Фонда, республиканского и местных бюджетов, направленные на проведение капитального ремонта МКД, предоставляются на условиях софинансирования проведения капитального ремонта МКД за счет средств собственников жилых помещений на основании решения общего собрания членов ТСЖ о долевом финансировании в размере не менее чем 5 (пять) процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта МКД.

В соответствии с частью 5 статьи 19 ФЗ N 185 запланированный объем финансовых средств на проведение капитального ремонта в 2010-2011 годах за счет средств Фонда составляет 251 084 712,99 рублей. Долевое софинансирование Программы за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено в объеме 281 214 879,00 рублей, средств собственников жилых помещений - 33 473 376,00 рублей. Таким образом, общий объем финансовых средств на проведение капитального ремонта МКД республики в 2010 году составляет 565 772 967,99 рублей.

(абзацы 6,8 в редакции постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153)

5. Срок реализации Программы


В целях обеспечения правильности долевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также обеспечения конкурентности отбора участников Программы срок реализации данной Программы определен до 01 июля 2011 года.

(раздел 5 в редакции постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2011 N 153)

6. Муниципальные образования - участники Программы


Настоящая Программа разработана для получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта МКД за счет средств Фонда в рамках реализации ФЗ N 185.

Участниками Программы могут быть следующие муниципальные образования:

городской округ;

муниципальный район;

городское поселение;

сельское поселение.

В соответствии с требованиями ФЗ N 185 многоквартирные дома, для которых управляющая компания выбрана органом местного самоуправления, не подлежат включению в адресный перечень. Вместе с тем, в случае, если в срок, установленный муниципальными образованиями, собственники в таких МКД обеспечат выполнение всех требуемых условий, муниципальные образования рассматривают заявки этих МКД на общих основаниях.

Условием участия муниципального образования в Программе в соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ N 185 является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств местного бюджета. Республикой Саха (Якутия) может быть установлен минимальный, в том числе нулевой размер долевого финансирования за счет средств местных бюджетов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»