Формирование всесезонной опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест" относится к приоритетным государственным задачам и должно обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы республики, эффективное функционирование производства и рынка, снижение транспортных издержек, создание необходимых предпосылок для интеграции республики в единое экономическое пространство страны и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Основу всесезонной опорной транспортной сети республики должны составить железнодорожная линия Беркакит-Томмот-Якутск и автомобильные дороги с твердым покрытием в комплексе с надежным функционированием авиации и в навигационный период - водного транспорта.
Опорная транспортная сеть будет формироваться в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров. Строительство железной дороги до г.Якутска позволит соединить широтные национальные транспортные магистрали: Транссибирскую и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь - с другой. Завершение строительства автомобильных дорог "Колыма", "Вилюй" и "Амга" позволит полноценно интегрироваться в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем. В процессе формирования всесезонной опорной сети путей сообщений произойдет изменение распределения направлений грузопотоков и объемов перевозок с увеличением доли наземных видов транспорта.
Основными принципами формирования опорной транспортной сети являются:
предпочтительность ликвидации разрывов и очевидных "узких мест";
максимальная концентрация ресурсов на приоритетных проектах, имеющих наибольший мультипликативный эффект;
всемерное ускорение реализации приоритетных проектов, в том числе с привлечением для этой цели заимствований;
увязка формирования опорной сети с развитием производительных сил:
модернизация и развитие уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством:
скоординированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта;
включение в проект освоения месторождений в рамках единого инвестиционного проекта строительства ответвления от главных магистралей и подъездных путей к вновь осваиваемым крупным месторождениям.
Транспортная стратегия предусматривает поэтапное развитие транспортной системы в рамках основных долгосрочных сценариев развития экономики республики. При реализации консервативно-реалистичного сценария развития экономики будет реализована модель инерционного роста.
На первом этапе (до 2010 года) развитие будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей с сохранением ориентации на использование сезонных видов транспорта. На данном этапе будет обеспечена реконструкция и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств, содержание и эксплуатацию находящихся в государственной собственности объектов.
На втором этапе (2011-2025 годы) должно быть обеспечено постепенное развитие транспортной системы в условиях ликвидации ряда "узких мест" в развитии транспорта (железная дорога до г.Якутска, автодороги "Колыма", "Вилюй" и "Лена", частичная ликвидация разрывов на автодороге "Амга").
Реализация данной модели развития будет означать сохранение, консервацию технологической отсталости транспортной инфраструктуры, что может обострить проблемы и диспропорции в развитии транспортной системы, снизить эффективность экономики республики.
В рамках оптимистичного сценария на первом этапе (2004-2010 годы) развитие транспорта будет ориентировано на более высокие темпы промышленного развития и инвестиционной активности в реальном секторе экономики, что возможно лишь па основе радикальной модернизации транспортной системы в сочетании с реализуемым комплексом мер по совершенствованию механизмов государственного регулирования.
В этот период должны быть реализованы следующие задачи стратегического характера:
завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск с мостовым переходом через р.Лена;
обновление парка воздушных судов, в том числе полное обновление парка малой авиации обеспечивающей перевозки во внутриулусном сообщении;
модернизация основных производственных фондов аэропортовой сети республики:
завершение первого этапа строительства опорной сети автодорог с твердым покрытием ("Колыма", "Лена". "Вилюй", "Амга" и организация сквозного проезда но автодороге "Кобяй",:
начало строительства магистральных трубопроводов от Талаканского и Чаяндинского месторождений;
обеспечение безопасности плавания судов "река-море" плавания по СМИ до уровня международных стандартов;
начало обновления пассажирского и грузового речного флота;
доведение параметров и категорий внутренних водных путей республики до значений, обеспечивающих достаточную пропускную способность для речного судоходства.
На втором этапе (2011-2025 годы) предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы, формирование опорной транспортной сети для вовлечения природно-ресурсного потенциала республики в экономику России и экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот период должны быть реализованы следующие меры стратегического характера:
создание опорной сети автомобильных дорог с твердым покрытием (автодороги "Колыма", "Лена,. "Вилюй", "Амга", "Кобяй", "Умнас", начало строительства автодороги "Яна");
строительство железнодорожных подходов к объектам освоения природных ресурсов;