Действующий

О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

6.6. Трубопроводный транспорт


Проекты крупномасштабного освоения месторождений нефти и газа на территории Республики Саха (Якутия) и сопредельных регионов предусматривают формирование развитой трубопроводной инфраструктуры. Создание трубопроводного транспортного коридора в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе группы восточносибирских месторождений с выходом на рынки углеводородного сырья и продукции Дальнего Востока и страны АТР является одним из приоритетов транспортной стратегии России.

Несмотря на наличие нескольких вариантов маршрута прокладки трассы, стратегическое направление определено на Дальний Восток.

Правительство Республики Саха (Якутия) предлагает вариант трассы, наиболее полно отвечающий следующим основным критериям:

максимальное прохождение по территории Российской Федерации при наименьшей общей протяженности;

выход к морскому порту, обеспечивающий возможность диверсификации внешних рынков сбыта;

прохождение по территориям с максимальной плотностью населения;

экологическая безопасность;

максимальное приближение к перспективным участкам поисков месторождений нефти и газа.

Данный вариант представляет систему магистральных нефте- и газопроводов в едином коридоре: Нижняя Пойма (система магистральных нефтепроводов АК "Транснефть) - Юрубчено-Тохомское НГКМ - Собинское НГКМ - Талаканское НГКМ - ЦПС на Чаяндинском НГКМ - Ленск - Олекминск - Алдан - Тында - Сковородино -Благовещенск - Хабаровск - Владивосток - Находка с подключением впоследствии и Ковыктинского ГКМ. Трасса протяженностью около 5900 км проходит по территории Южно-Якутского промышленного района с относительно развитой инфраструктурой, что существенно облегчает доставку материалов, проведение строительных работ, в регионе имеются значительные трудовые ресурсы.

Предлагаемый подход обеспечивает скорейшее вовлечение в хозяйственный оборот не только разведанных месторождений углеводородов Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, но и Красноярского края.

Подготовленных к промышленному освоению запасов природного газа достаточно для осуществления газовой части проекта. Извлекаемые ресурсы нефти категории Д1, перспективных участков Непско-Ботуобинской нефтегазоносной области и прилегающих районов находятся в непосредственной близости от предлагаемой трассы магистральных нефте- и газопроводов, только на территории Республики Саха (Якутия) оцениваются на уровне 1,7 млрд. тонн. В случае недостаточности объемов разведанных запасов нефти дефицит может быть восполнен за счет месторождений Западной Сибири.

Первоочередными задачами по реализации проекта являются:

разработка ТЭО строительства магистральных нефте- и газопроводов в едином коридоре Нижняя Пойма Юрубчено-Тохомское НГКМ Талаканское НГКМ - Чаяндинское НГКМ - Ленск - Олекминск - Алдан - Тында - Сковородино - Благовещенск - Хабаровск - Владивосток - Находка, с газопроводом отводом от Сковородино в направлении на Читу - Улан-Удэ.

утвердить Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Государственная программа "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах и основные направления газификации до 2010 года" предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:

- строительство III нитки магистрального газопровода СВГКМ - Мастах - Берге - Якутск, завершение которого планируется в 2008 года;

- завершение газификации населенных пунктов вдоль трассы действующего магистрального газопровода СВГКМ - Мастах - Берге - Якутск;

- газификация левобережной части Вилюйского и Верхневилюйского улусов;

- газификация заречной группы улусов.

7. Совершенствование транспортных технологий и транспортной техники

Повышение эффективности, технической и экологической безопасности транспортного обслуживания республики рассматривается с позиций интеграции производственных, торгово-снабженческих и транспортных процессов, как единого технологического комплекса товаропроводящей сети и применения транспортных средств более адаптированных и эффективных в условиях северных регионов.

Основой совершенствования товаропроводящей системы являются принципы логистики товародвижения, координации взаимодействующих видов транспорта и построения эффективных схем товародвижения, организации информационных потоков и управления запасами товароматериальных ценностей.

Структурно технологические схемы представляют сеть взаимодействующих транспортно-экспедиционных центров, территориально связанных с существующими и формирующимися в перспективе крупными перевалочными пунктами, где стыкуются магистральные виды транспорта и грузопотоки, виды транспорта, обеспечивающие доставку грузов до потребителей. Деятельность таких центров связана с использованием логистических подходов и современных информационных техник и технологий, с совершенствованием транспортной техники. Основной задачей формирования таких центров является комплексное и эффективное взаимодействие всех видов транспорта, терминального и складского хозяйства, систем информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов на территории транспортного узла.

Роль органов государственной власти республики на этом стратегическом направлении состоит в стимулировании и поддержке формирования и работы логистических центров с помощью средств государственного регулирования и использования государственной собственности, в организации заинтересованного участия частных операторов рынка торгово-снабженческих и транспортных услуг в данной технологии функционирования товаропроводящей сети.

С приходом железной дороги в Якутск создаются все условия для формирования и развития Якутского мультимодального транспортного узла, который будет обеспечивать взаимодействие всех видов транспорта, терминального и складского хозяйства, систем информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов. Такие объекты должны быть сформированы в Ленском транспортном узле и в Южной Якутии.

Развитие новой транспортной техники и внедорожного транспорта для Якутии на основе последних мировых достижений в области транспорта представляется весьма актуальным. Мировые достижения в области разработки перспективных средств транспорта и практика их применения на зарубежном Севере указывают на то, что ряд из них имеет важное значение для условий республики. Они включают разработки пневмотрубопроводов и продуктопроводов, современных аппаратов легче воздуха, применения пластмассовых труб для магистральных газопроводов и газификации населенных пунктов республики.

Наряду с задачей обновления современными транспортными средствами и оптимизации структуры подвижного состава всех видов транспорта, стратегически важным направлением развития транспорта является удовлетворение потребности в экологически "чистых" транспортных средствах высокой проходимости. Их предназначение заключается в перевозках небольших партий грузов, пассажиров и выполнении специальных работ, малоэффективных для традиционных видов транспортных средств, а также в труднодоступных районах республики.

Типовой набор таких транспортных средств составляют снего- и болотоходы, аэросани, аппараты и суда на воздушной подушке, мотонарты, аэростатические летательные аппараты (дирижабли), экранопланы и другие виды технических средств транспорта, способные работать в условиях сурового климата и практически полного бездорожья.