Действующий

О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

6.5. Автомобильный транспорт


Пассажирский автомобильный транспорт должен решить задачу создания устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей системы транспортных услуг, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченные. Реформа на пассажирском транспорте общего пользования должна быть проведена комплексно, охватывая все уровни управления - федеральный, республиканский и муниципальный, и все аспекты функционирования - нормативно-правовой, экономический, организационный, экологический и технологический. Реформа должна осуществляться по следующим направлениям:

создание равных условий для операторов различных форм собственности и развитие конкуренции;

совершенствование нормативно-правовой базы функционирования пассажирского автотранспорта.

обновление парка автобусов, модернизация автотранспортных средств. усовершенствования транспортных технологий:

введение в действие четко действующей системы компенсации затрат по обслуживанию пассажиров льготных категорий;

создание условий для повышения технического уровня, экономичности, комфортности, надежности и качества транспортных средств и инфраструктуры;

поэтапный переход к большей финансовой независимости, ликвидация убыточности муниципальных пассажирских предприятий.

Формирование нормативно-правовой базы должно быть нацелено на четкое определение и расширение прав, функций и обязанностей органов местного самоуправления в регулировании пассажирского транспорта. Орган местного самоуправления должен нести полную ответственность за организацию транспортного обслуживания, при этом являться собственником соответствующей инфраструктуры и маршрутной сети, а также иметь все необходимые закрепленные федеральным и республиканским законодательством полномочия.

Реформа должна подкрепляться совершенствованием системы социальных мандатов, отказом от льгот, не подкрепленных финансированием, реализацией механизмов гарантированного финансирования сохраняемых льгот, совершенствованием учета льготников. По льготам по профессиональному признаку на федеральном уровне необходимо внесение поправок в действующие федеральные законы по определению механизма компенсации выпадающих доходов или перехода к адресным компенсациям.

Необходима разработка и реализация мероприятий по развитию автобусного транспорта в сельской местности с учетом обеспечения транспортной доступности для жителей населенных пунктов на основе увеличения маршрутной сети и повышения регулярности движения автобусов на сельских маршрутах.

В области модернизации и обновления парка автотранспортных средств должны быть приняты неотложные меры по замене морально и физически устаревших автобусов с разработкой и реализацией реальных механизмов, созданием целевых фондов для приобретения автобусов. Для обеспечения надлежащего обслуживания пассажиров, безопасности и правил перевозки в крупных городах республики необходимо стимулирование обновления парка автобусов большого класса.

Необходимо постановление и развитие системы междугородных перевозок. Особая роль в этом организационном процессе должна быть отведена деятельности автовокзалов. В перспективе автовокзалы в г. Якутске и п. Нижний Бестях должны стать базовыми вокзалами междугородных перевозок.

Для повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта целесообразна организация деятельности в крупных городах республики (г.Якутск, Мирный, Нерюнгри) нового вида пассажирского транспорта - троллейбуса.

По мере роста уровня жизни населения меры по реформированию пассажирского транспорта должны сопровождаться развитием услуг такси и других услуг повышенной комфортности.

В области грузовых перевозок следует предусмотреть разработку и реализацию мер по дальнейшему развитию рынка автотранспортных услуг, обеспечивающего ускорение товародвижения и сокращение автотранспортных издержек. Важнейшим направлением повышения эффективности всей системы товародвижения является ускорение доставки грузов на основе создания системы грузовых автотранспортных терминалов и транспортно-логистических центров, крупных транспортно-экспедиторских компаний в основных транспортных узлах и на крупных промышленных предприятиях.

При осуществлении перевозок грузов в смешанном сообщении необходимо создание условий для опережающего развития контейнеризации с использованием стандартных универсальных и специализированных контейнеров.

Необходимы целенаправленные действия по повышению эффективности автотранспортного бизнеса, стимулированию укрупнения операторов и создания многопрофильных автотранспортных компаний, располагающих развитой производственной инфраструктурой.