Действующий

О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

6.3. Воздушный транспорт


Особым видом транспорта для Якутии является воздушный транспорт. Развитие воздушного транспорта необходимо рассматривать с позиции обеспечения конституционного права граждан на свободное передвижение.

Предстоит создать эффективную систему авиационного обслуживания на основе укрепления и развития аэропортовой сети республики - основного звена авиационной инфраструктуры. Для этого предусматривается:

1. Оптимизация аэропортовой сети. Реформа аэропортовой деятельности включает в себя проведение процедуры финансового оздоровления с организацией централизованной структуры управления предприятиями аэропортового комплекса. В результате реформы аэропортовой деятельности основной хозяйствующей структурой будет являться ГУП "Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)".

2. Осуществление мероприятий по поддержанию эксплуатационной годности аэропортов в соответствии с федеральными авиационными правилами. Планируется осуществление глубокой модернизации производственных объектов аэропортов, внедрение новых типов наземной техники, современных технологий обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Аэропорт Якутск - один из крупнейших аэропортов России и пересадочных узлов на Дальнем Востоке, должен укрепить свои позиции, как базовый аэропорт России с обновлением основных фондов и внедрением современных технологий для обеспечения международного уровня работы пересадочного узла.

Специфика аэропортов Севера, обусловленная убыточностью деятельности в условиях малой интенсивности полетов при высоких эксплуатационных затратах определяют необходимость государственной поддержки аэропортовой деятельности на федеральном и республиканском уровнях. Необходимо при принятии Федерального закона "Об аэропортах и аэродромах России" добиться включения правовых положений государственной поддержки северных аэропортов за счет бюджетных средств, в том числе федерального.

С учетом необходимости комплексного подхода в решении проблемы обеспечения социально значимых внутриулусных авиаперевозок должна осуществляться государственная поддержка содержания неклассифицированных аэропортов авиаплощадок.

Перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с повышением эффективности деятельности на основе консолидации бизнеса. Предусматривается сохранение и развитие единой авиакомпании внутрирегиональных авиаперевозок и поэтапная интеграция единой республиканской магистральной авиакомпании с другими авиаперевозчиками. Это обеспечит повышение эффективности эксплуатации сети воздушных авиалиний, снижение издержек за счет оптимизации использования авиационных технических баз.

Должна быть обеспечена доступность воздушного сообщения для населения республики с низким уровнем доходов. Для выполнения этой цели предусматривается закрепление механизма дотирования социально значимых местных авиаперевозок. Критерии районирования улусов для дотирования местных авиаперевозок должны учитывать среднедушевые денежные доходы населения, численность сельского населения, уровень развития транспорта улуса.

Необходимо создание объективных предпосылок для предотвращения резкого роста цен на авиационный бензин Б-91, используемый для местных авиаперевозок на самолетах АН-2. В целях обеспечения минимальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения необходимо ускорить разработку механизма государственного ценового регулирования, либо освободить от таможенных пошлин импортируемый авиационный бензин, либо выделять дотации на местные авиаперевозки из федерального бюджета.

Сохранение и развитие рынка авиационных перевозок невозможно без коренного обновления авиационной техники. С учетом высокого износа парка воздушных судов, обеспечивающих местные авиаперевозки и несоответствия их технико-экономических характеристик современным требованиям, жизненно важное значение для республики имеет вопрос обновления парка малой авиации новыми типами самолетов и вертолетов. Должна быть осуществлена скорейшая замена экономически устаревших неэффективных самолетов Ан-2 на новые типы самолеты, выпускаемых отечественной промышленностью. Необходимо добиться включения в подпрограмму "Гражданская авиация" ФЦП "Модернизация транспортной системы России" раздела "Возрождение малой авиации в отдаленных регионах" с определением механизма финансирования затрат на закупку авиационной техники с привлечением федерального и регионального бюджетов.

В качестве приоритетных направлений приобретения авиационной техники также предусматривается приобретение региональных самолетов типа АН-140 для поэтапной замены АН-24, ЯК-40, магистральных самолетов типа ТУ-204-100, ТУ-214.

Капиталоемкость и затратность мероприятий по обновлению авиационной техники определяют необходимость создания реальных механизмов на федеральном уровне:

принятия практических решений создания условий производства и поступления новых региональных российских самолетов гражданской авиации;

пересмотра условий применения схемы лизинга в части увеличения сроков лизинга и ассигнований федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда;

скорейшего принятия федерального закона об авиационном лизинге, что позволит задействовать механизм экономического стимулирования производителей и эксплуатантов воздушных судов;

создания Дирекции единого заказчика, в функции которого входили бы консолидация государственного заказа авиационной техники па территории России, организация системы технического обслуживания и ремонта эксплуатируемой техники.

Для удовлетворения потребностей российских и иностранных авиакомпаний в аэронавигационном обслуживании при полетах в воздушном пространстве над территорией Республики Саха (Якутия) необходима модернизация системы управления воздушным движением. В рамках реализации подпрограммы "Единая система организации воздушного движения" ФЦП "Модернизация транспортной системы России" предусматривается существенное повышение технической оснащенности современными средствами воздушной и наземной связи, наблюдения и автоматизации управления воздушным движением, поэтапное проведение комплекса технических мероприятий по созданию укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения.

Общий подход при модернизации системы организации воздушного движения России предусматривает укрупнение районов на основе создания автоматизированных систем, при этом планируется оптимизация количества секторов управления, укрупнение, техническое переоснащение районов и центров организации воздушным движением с учетом требований по безопасности воздушного движения, оптимизация численности диспетчерского Состава и инженерного персонала.

Создание укрупненных районных центров управления воздушным движением позволит решить вопросы автоматизации планирования воздушного движения и интеграции в национальную автоматизированную систему планирования воздушного движения в интересах обеспечения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации РФ, а также международной гражданской авиации.

Учитывая современные тенденции развития кроссполярных авиасообщений с использованием воздушного пространства северных районов России, включая Республику Саха (Якутия), и создание глобальной сети управления воздушным движением гражданских самолетов на базе последних достижений науки и техники, стратегическое значение приобретает подготовка аэропортов республики и системы управления воздушным движением для обеспечения полетов над территорией республики. Особое внимание в этом плане следует уделить модернизации аэронавигационных комплексов в г. Якутске, в поселках Тикси и Хандыга.