Действующий

О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

6.4. Дорожное хозяйство


Стратегическая задача развития сети автомобильных дорог имеет цель создания опорной сети транспортных магистралей, имеющей выход в единую дорожную сеть страны.

Основными направлениями развития сети автомобильных дорог республики являются:

строительство и модернизация основных автомобильных дорог "Колыма" (Якутск-Магадан), "Лена" (Якутск-Большой Невер), "Вилюй" (Якутск-Усть-Кут), "Амга" (Якутск-Вострецово), "Кобяй" (Асыма - Сангар), "Умнас" (Якутск-Олекминск), "Яна" (а/д "Колыма" - Батагай);

развитие сельских дорог для обеспечения связи населенных пунктов с центрами районов и решения социальных проблем сельского населения:

строительство больших мостов и развитие муниципальных дорог;

развитие дорожного сервиса, повышение безопасности дорожного движения;

повышение технического состояния сети дорог общего пользования до нормативного уровня;

постепенное принятие в сеть дорог общего пользования бесхозных автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты между собой и центрами районов.

Завершение строительства автодороги "Колыма" обеспечит связь Якутии с Магаданской областью, транспортную доступность золотоносного Нежданинского и Верхне-Индигирского региона. Требуется реконструкция федеральной автодороги "Лена", пропускающей основной поток народнохозяйственных грузов для центральных и заречных районов республики от основных перевалочных железнодорожных станций. В связи с открытием пассажирского железнодорожного движения Беркакит-Томмот и началом железнодорожного строительства до г. Якутска возникает необходимость скорейшей реконструкции этой автодороги на участке Томмот-Нижний Бестях.

Учитывая развитие нефтегазовой и алмазодобывающей промышленности, задающих темпы развития всей экономике республики, первостепенное значение будет также дано строительству автодороги "Вилюй". В перспективе Вилюйская магистраль должна обеспечить круглогодичную транспортную связь Западной Якутии с единой российской сетью через Иркутскую область, Красноярский край в Западную Сибирь.

Завершение строительства автомобильной дороги "Амга" позволит обеспечить выход республики к морским портам побережья Охотского моря, транспортную доступность лесного комплекса, золоторудных и полимеплдических месторождений Усть-Майского района.

Учитывая, что автодороги "Вилюй" и "Амга" решают задачи федерального масштаба и обеспечивают межрегиональные связи, имеют исключительное значение для организации завоза грузов, социального развития и промышленного освоения Севера на федеральном уровне, целесообразно придание им статуса автодорог федерального значения.

Содержание автомобильных дорог необходимо довести до нормативного уровня, что позволит решить проблемы сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Мероприятия по развитию дорожного сервиса должны предусматривать строительство и эксплуатацию дорожно-ремонтных пунктов, пунктов отдыха и обогрева, входящих в комплекс автомобильных дорог, в первую очередь, в отдаленных районах республики.

С учетом недостаточного объема ресурсов, выделяемых для развития сети автомобильных дорог, выполнение поставленных задач невозможно без реформирования системы дорожного хозяйства на федеральном уровне. Стратегия реформирования дорожного хозяйства в соответствии с Транспортной стратегией России и Концепцией Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года предусматривает реформу системы финансирования дорожного хозяйства, которая заключается в переводе финансирования развития и содержания автомобильных дорог, включая муниципальные дороги и улично-дорожную сеть городов, на механизмы, в основу которых положен принцип "пользователь платит".

Должны быть осуществлены разграничение бюджетных полномочий и установление источников финансирования дорожного хозяйства по уровням бюджетной системы. Целесообразным является постепенное увеличение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог, в частности, постепенное повышение акцизов на горюче-смазочные материалы, а также введение платы за проезд по автомагистралям, конкретизация понятия "дорожный налог", предусмотренного в Налоговом Кодексе РФ.

Планируется формирование действенных механизмов распределения налогов по уровням бюджета, с наделением каждого уровня финансирования дорожного хозяйства собственными доходными источниками, распределения финансовой помощи из федерального и территориального бюджетов, урегулирования полномочий по управлению, финансированию и осуществлению работ на транзитных улицах населенных пунктов, привлечения внебюджетных, в том числе заемных средств, для строительства и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе с привлечением средств международных финансовых организаций и частных инвесторов.

При формировании механизмов распределения финансовой помощи, акцизов на нефтепродукты из федерального бюджета на государственную поддержку дорожного хозяйства между субъектами РФ необходимо добиться учета территориальной неравномерности развития дорожной сети, автомобильного парка, всей протяженности сети автомобильных дорог республики, включая автозимники.

Должно быть осуществлено уточнение и изменение в существующей классификации дорог. В соответствии с проводимой административной реформой и формированием органов местного самоуправления необходимо перераспределение ответственности между уровнями государственной власти и местного самоуправления за состояние и развитие автомобильных дорог. Для этого надо разработать соответствующую систем) доходных и расходных полномочий бюджетов разных уровней и возможностей финансирования содержания и развития дорог и улично-дорожных сетей.