Действующий

О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

2. Состояние и проблемы развития транспортной системы республики


Социально-экономическое развитие и жизнедеятельность республики с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы.

Главной особенностью транспортной системы республики является слабое развитие наземных коммуникаций. Более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов в республику перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43,7%. Около 88% объема производства товаров и услуг находится в районах республики, обслуживаемых сезонно. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия. 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. Высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие транспорта высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач.

Следствием сезонности работы транспорта является ежегодное отвлечение огромных средств на сезонный завоз и хранение топлива, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Транспортные затраты оказывают значительное влияние на повышение издержек производства предприятий республики, которые вынуждены изымать значительный объем оборотных средств на создание запасов материальных ресурсов.

Несмотря на серьезные проблемы, которые накопились за годы реформ, транспортный комплекс республики в целом удовлетворяет спрос на перевозки грузов и пассажиров. Последние годы характеризуются положительной динамикой в его деятельности. В 2003 г. в целом предприятиями транспорта увеличены объемы перевозок грузов - на 7,2%. Стабильный рост объема перевозок грузов (около 8% ежегодно) наблюдался ни железнодорожном транспорте. Наибольший рост объемов перевозок грузов в 2003 г. наблюдался на грузовом автомобильном транспорте - 133%. При этом объем перевозок грузов автомобильным транспортом частных предпринимателей только в 2003 году увеличился на 88,6%.

Количество перевезенных пассажиров транспортом общего пользования в 2003 г. увеличилось по сравнению с уровнем 2002 годом на 2,4%. За последние годы наблюдался существенный прирост пассажирских перевозок воздушным транспортом. В 2001-2003 голах ежегодный прирост составил в среднем 9,3%. При этом в 2002 году преодолена тенденция спада авиаперевозок на местных авиалиниях. В 2003 году на 2,4% увеличились перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в чем основную роль сыграло увеличение перевозок частными предпринимателями.

Прошедшие годы реформ характеризовались резким снижением показателей подвижности населения с 4412 пассажирокилометров на 1 жителя в 1990 году до 1972 пкм/чел. в 2000 году. В последние годы появилась положительная динамика. В 2003 году показатель транспортной подвижности населения вырос до 2455 пкм/чел.

Трудоемкость валового регионального продукта в сопоставимых ценах с 1995 года имела устойчивую тенденцию снижения с 459 ткм/тыс. руб. ВРП до 368 ткм/тыс. руб. ВРП в 2000 году и 316 ткм/тыс. руб. ВРП в 2003 году. Существенным в данной динамике является то, что последовательно снижается ресурсоемкость, происходят глубинные процессы повышения эффективности производства.

Водный транспорт республики в настоящее время является основным перевозчиком грузов межрегионального и внутриреспубликанского обмена. В транспортном обеспечении массовых грузопотоков в арктические районы он остается безальтернативным и в перспективе.

Протяженность эксплуатируемых водных путей на территории республики составляет 16,7 тыс. км, обеспеченных судоходной обстановкой - 10,65 тыс. км, с гарантированными габаритами судового хода - 8 тыс. км, с освещаемой обстановкой около 3 тыс. км. Водными путями Ленского бассейна пользуются 127 судовладельцев, которые имеют 2372 единицы самоходного и несамоходного флота. Общее количество маломерного флота (мощность судов менее 75 л.с.) составляет около 15 тыс. единиц и уменьшилось в 1,8 раз против 1994 года.

В основных судоходных компаниях республики, зарегистрированных на учете к Ленской инспекции российского речного регистра, выполняющих массовые перевозки грузов, числится 829 судов. Средний возраст флота составляет 24 года, при этом доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет всего 11%, а в технически годном состоянии находится - 62% флота. Более 30 лет в среднем находятся в эксплуатации суда наиболее перспективного типа сухогрузы класса "река-море", наливные суда в среднем отработали 24 года. Нормативный срок службы судов такого типа 24 года. Пассажирский флот республики представлен 27 судами, из которых 22 единицы - это скоростной флот. Средний возраст этих судов превышает 20 лет. 10 судов физически полностью устарели.

Ежегодно по водным путям республики перевозится боле; 2,6 млн. тонн различных грузов, в том числе для государственных нужд республики около 1 млн. тонн, в смешанном "река-море" сообщении 440-460 тыс. тонн. За пределами республики работают все 18 судов ГСК "Арктическое морское пароходство" и 14 судов ОАО "Ленское объединенное речное пароходство". Средний возраст судов Арктического пароходства достигает 23 года, при нормативном сроке службы 22 года. Доходы от использования судов в заграничном плавании по этим судоходным компаниям в 2003 году составили 15,1 млн. долларов или 102,6% к 2002 году. Объем перевозок грузов морским транспортом составил 310 тыс. тонн пли 75,4% к 2002 г.

Железнодорожный транспорт в республике представлен участком железной дороги Беркакит-Томмот протяженностью 360 км. В 2004 году планируется его ввод во временную эксплуатацию. Строительство железной дороги в Южной Якутии оказало огромное воздействие на экономическое развитие региона. Даже эксплуатация недостроенного участка железной дороги Беркакит-Томмот, имеющего ограниченную пропускную способность, дала ощутимый экономический эффект Интенсивное развитие получили ранее разведанные малые угольные разрезы, энергетика, лесопромышленный комплекс. На круглогодичное обеспечение товарами и материальными ресурсами перешли два крупных района республики - Нерюнгринский и Алданский, а также в значительной степени группа заречных улусов. Ежегодно увеличиваются объемы перевозок грузов по строящемуся участку. В 2003 году перевезено 1,8 млн. тонн грузов, что на 38% выше уровня предыдущего года.

Дорожное хозяйство на территории республики имеет протяженность свыше 30 тысяч километров автомобильных дорог, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами - автозимниками. Сеть автомобильных дорог республики включает 19,8 тысяч километров дорог общего пользования, что составляет 65%. Из общей протяженности дорог общего пользования доля дорог федерального значения - 2,1 тыс. км или 11%, территориальных - 17,7 тыс. км или 89%.

По типу покрытия сеть дорог общего пользования имеет дороги с твердым покрытием 7,36 тыс. км или 37% и с усовершенствованным - 591 км или 2%. В сети дорог общего пользования нет дорог высших категорий (I и II), к параметрам III технической категории соответствует только автомобильная дорога федерального значения "Лена", а также небольшие участки по дорогам республиканского значения протяженностью 171 км. Все остальные автодороги соответствуют IV и V категории.

Федеральные магистральные автодороги "Лена" и "Колыма" обеспечивают межрегиональные автотранспортные связи республики. Территориальные автомобильные дороги республиканского значения "Вилюй", "Амга", "Кобяй", "Умнас", "Нам", "Анабар", "Яна", "Борогон", "Оймякон" обеспечивают внутриреспубликанские перевозки.

Автомобильный транспорт. Автомобильный парк республики составляет всего 174,9 тыс. единиц автотехники, из которых в технически исправном состоянии находится около 63%. Парк подвижного состава грузового автотранспорта, включая пикапы, достиг 41,9 тыс. единиц, количество автобусов - 6,1 тыс. единиц, легковых - 126,9 тыс. единиц.

В республике зарегистрировано всего 175,8 тыс. единиц автотехники, из которых технический осмотр прошли 88%. Парк подвижного состава грузового автотранспорта, достиг 42,85 тыс. ед., количество автобусов 6,54 тыс. ед., легковых 126,4 тыс. ед.

Перевозки грузов автомобильным транспортом всех отраслей экономики в 2003 году составили 26 492,6 тыс. тонн. Характерной особенностью рынка является высокая - свыше 80% - доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций. Сфера грузового автотранспорта по сравнению с другими видами транспорта республики является наиболее стабильно функционирующей и адаптированной к рыночным условиям.

Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в 2003 году составил 987,3 млн. человек. Почти половина от республиканских пассажироперевозок выполнена предприятиями автотранспорта г. Якутска (47,6%), г. Нерюнгри (10,4%), и г. Мирный (8,7%). В последние годы наблюдается коммерциализация общественного транспорта, ежегодно растет доля перевозок частных предпринимателей.

Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и тем, что в отдаленных районах республики воздушный транспорт остается безальтернативным в дальнем пассажирском сообщении. На долго воздушного транспорта приходится более 65% пассажпрооборота республики.

Аэропортовая сеть Республики Саха (Якутия) включает 33 аэропорта, из них 2 - аэропорты федерального значения (Якутск, Тикси) и 104 посадочные авиаплощадки. Авиаперевозочную деятельность осуществляют 6 авиакомпаний республики. Из них 2 государственные - единая межрегиональная авиакомпания "Якутия" и единая внутрирегиональная авиакомпания "Полярные авиалинии".

После значительного спада объемов авиационных перевозок в 90-х годах, начиная с 1999 года стабилизируются показатели транспортной работы. В 2002 году впервые преодолена тенденция спада местных авиаперевозок. По итогам 2003 года пассажирооборот воздушного транспорта составил 1519,2 млн. пасс./км (рост 109% к 2002 году), перевозки пассажиров - 654,9 тыс. человек (112,6%).

По состоянию на 01.10.2003 на балансе авиапредприятий республики числилось 282 единицы авиационной техники, из них исправны 73 (25,9%), подлежат восстановлению -74 (26,2%), списанию -75 (26,6%), реализации -60 (21.3%). Средний процент износа авиационной техники составляет 69,1%. При этом самолеты Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-12 отработали установленные общетехнические ресурсы, но продолжают эксплуатироваться по дополнительно оплачиваемым программам индивидуального продления ресурсов. По самолетам Ан-2, Л-410 и вертолетам Ми-8, обеспечивающим внутриулусные перевозки, выполнение заданий МЧС, санавиации и других авиаработ отмечается высокий уровень износа и соответственно низкий уровень исправности - 13,4%.

Трубопроводный транспорт. Магистральный трубопроводный транспорт республики имеет в настоящее время две системы газопроводов: одна - в центральной части республики и вторая - в западной.

По газопроводу Мастах-Берге-Якутск центральной части транспортируется газ, добытый из Средневилюйского месторождения, по двухниточному магистральному газопроводу. Эта система газопроводов не является безопасной и не обеспечивает бесперебойное и надежное снабжение потребителей, особенно в зимнее время. Это объясняется моральным и физическим износом I нитки - 98%, II нитки - 57% и непрерывным увеличением объемов работ и затрат на восстановление, ликвидацию и предупреждение аварий.

Западная система транспортирует газ от Среднеботуобинского месторождения в Мирный. Протяженность магистральных трубопроводов республики в 2002 г. составляла 1821 км, в том числе 1659 км газопроводных магистралей, 162 км нефтепроводных.

За 2003 год объем транспортировки газа трубопроводным транспортом почти не изменился и остался на уровне 2002 года, произошло резкое снижение транспортировки нефти. Магистральными трубопроводами транспортировка газа составила 1245,1 тыс. тонн (99,8% к 2002 г.), нефти 230,4 тыс. тонн (77,9%).

В настоящее время на транспорте накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении планов и программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на долгосрочную перспективу: