ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2004 года N 243
О Правилах содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 01.08.2014 N 237.
____________________________________________________________________
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 21.12.04 N 644)
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2002 года 45-3 N 425-II "О порядке содержания собак кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Правила содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обеспечить соблюдение Правил содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 1994 года N 487 "О мерах по упорядочению содержания кошек и собак".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Макарова Л.И.), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по санитарно-эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.) Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) (Назаров А.В.) Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е БОРИСОВ
Правила содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
Настоящие правила призваны регулировать отношения в сфере содержания собак, кошек, экзотических животных и обеспечивать соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и иных требований (в сфере охраны общественной нравственности здоровья) всеми физическими и юридическими лицами, находящимися постоянно или временно на территории Республики Саха (Якутия).
Объектами регулирования настоящих правил являются собаки, кошки экзотические животные, содержащиеся в неволе, либо находящиеся в условия ограниченной свободы. Вопросы ветеринарного обеспечения содержания собак, кошек, экзотических животных настоящими правилами регулируются лишь в общем плане, поскольку разработка специальных ветеринарных правил входит в компетенцию органе государственного ветеринарного надзора. Вопросы архитектурно-планировочного градостроительного обеспечения условий безопасных и благоприятных для содержания животных в городах и улусах, сохранения городской фауны отражаются в правила застройки городов и населенных пунктов.
II. Основные понятия и определения
Содержание - целенаправленное либо опосредованное поддержание человеком жизненных функций собак кошек и экзотических животных (именуемые в дальнейшем животные) в условиях изоляции от внешней среды (в неволе) либо без таковой.
Передержка - временное содержание собак, кошек и экзотических животных для определения их дальнейшей судьбы.
Бродячие (бесхозные безнадзорные) - животные независимо от породы принадлежности и назначения, не прошедшие регистрацию в установленном порядке, или прошедшие регистрацию и имеющие ошейник с номерным знаком, но находящиеся без владельца в общественных местах.
Реабилитация - оказание помощи животным с целью восстановления их нормального состояния (физического и психического).
Жестокое обращение - деяние, повлекшее гибель или увечье животных, совершённое из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Негуманное отношение - противоправное или морально неприемлемое для общества деяние, связанное с причинением физических и психических страданий животному (уничтожение, ранение, членовредительство, нанесение иных повреждений, лишение пищи, создание ненадлежащих (ненормальных) условий содержания, а также другие способы негативного воздействия на животное, в том числе при дрессировке и проведении зрелищных мероприятий с участием животных и т.п.).
В отличие от жестокого обращения действие квалифицируется как негуманное отношение к животным в случаях, когда оно не связано с хулиганскими, корыстными, садистскими методами, либо вызванное этими мотивами действие не повлекло гибели или увечья животных и было совершено в отсутствии малолетних.
Защита животных - комплекс мер по предотвращению и пресечению жестокого обращения с животными (гибели, травмирования, физических и психических страданий и т.н.) и ухудшения условий обитания животных.
Потенциально опасные животные - животные, способные при определенных условиях причинить вред здоровью людей, вызвать увечья или смерть людей, других животных (агрессивные и ядовитые животные).
Экспозиционные животные - животные зоопарков, зооцирков, зверинцев, зооуголков, террариумов, аквариумов, бассейнов, вольеров, клеток и иных искусственных сооружений и приспособлений, предназначенные для содержания в неволе и полувольных условиях с целью их созерцания, наблюдения за поведением, демонстрации посетителям.
Животные-"компаньоны" - животные, содержащихся с целью удовлетворения потребностей в общении, образовательных и рекреационных целях, для служебных целей и др.
Лабораторные животные - животные, используемые в научных и иных исследовательских, также учебных и прикладных целях (мониторинг, тестирование, препарирование, опытническая работа, селекция).
III. Управление в сфере содержании животных
3.1. Правовая основа регулирования содержания животных.
Основными нормативными правовыми актами регулирования отношений в сфере содержания животных в контексте настоящих Правил являются следующие источники права: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ; Уголовный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года N 4979-1; Федеральный Закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ; Федеральный Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12 марта 1999 года N 52-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" от 13 августа 1996 года N 997; постановление СМ РСФСР "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населённых пунктах РСФСР" от 13 августа 1996 года N 997 (с изм. от 25 сентября 1985 года, 29 октября 1992 года); Правила содержания собак и кошек в городах" и других населённых пунктах РСФСР и Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населённых пунктах РСФСР от 7 июля 1981 года; Санитарные правила СП 3.1.096-96 и Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных" 1996 года; Закон Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" 45-3 N 425-II от 10 июля 2002 года, "О внесений изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" 29-р N 59-III от 11 июня 2003 года; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Типовые правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Республики Саха (Якутия) N 487 от 9 декабря 1994 года и иные нормативные правовые акты, принятые органами власти Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления.
3.2. Система содержания животных в населенных пунктах.
Система содержания животных в населенных пунктах, основанная на принципах гуманного отношения и экологической совместимости совокупность взаимодействующих и управляемых субъектов и объектов содержания животных, комплекс программ, проектов и мероприятий, правового, финансового, организационного и информационного механизмов, обеспечивающих:
предотвращение негативных последствий взаимодействия животных с людьми, техникой и другими животными, зданиями и сооружениями;
оптимальную численность, видовой состав и поведение животных;
щадящий отлов, передержку и реабилитацию безнадзорных и пострадавших животных;
сохранение и создание условий, безопасных и благоприятных для жизни животных;
эффективные сервис и предпринимательство в сфере содержания животных;
образование и предоставление информации в сфере содержания защиты животных и т.п.
3.2.1. К объектам содержания животных относятся:
здания, сооружения и иные объекты, а также территории (зоны, маршруты, площадки и т.п.), специально предназначенные для передержки и содержания животных.
3.2.2. К категории субъектов содержания животных относятся:
органы государственного ветеринарного и санитарного надзора;
организации служебного собаководства (клубы и т.п.), общественные объединения по защите животных;
образовательные, культурно-просветительские, спортивные организации соответствующих профилей, имеющие в своём ведении объекты содержания животных (зооуголки, зоопарки, зооцирки. вольеры, конюшни, загоны, бассейны и т д );
торговые организации и предприниматели, осуществляющие разведение, отлов и продажу животных;
специализированные подразделения по отлову и утилизации бродячих животных;
организации охотничьего профиля, имеющие объекты натаски собак (в т.ч. содержащие для этих целей диких животных);
юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере научного, образовательного, коммерческого, любительского, благотворительного либо иного содержания животных.
3.3. Структура управления в сфере содержания животных на территории населенного пункта представлена в зависимости от объекта регулирования следующими подразделениями:
в сфере предотвращения вредного воздействия животных на здоровье людей - органы государственного ветеринарного надзора (управления ветеринарии городов и районов), органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-противоэпидемические комиссии при администрациях городов и районов (СПК), специализированные предприятия по регулированию численности животных;
в сфере защиты животных от негативного воздействия населенных пунктов и неправомерных действий людей - органы государственного экологического контроля, экологические службы администраций городов и улусов, правоохранительные органы, подразделения МЧС, общественные организации соответствующего профиля, образовательные учреждения натуралистического профиля;
в сфере обеспечения возврата потерянных животных их владельцам (с организацией передержки на время поиска хозяев) - в соответствии с Гражданским кодексе Российской Федерации: органы местного самоуправления, органы внутренних дел.
3.3.1. С целью обеспечения законности в сфере содержания животных в городах и населенных пунктах, координации действий различных субъектов содержания животных создаётся зоологическая комиссия при администрации города или населенного пункта. В состав комиссии входят представители экологических и ветеринарных служб общественных организаций по защите животных, образовательных учреждений натуралистического профиля, специалисты-зоологи, представитель клуба собаководства, правоохранительных органов, администраций районов города и др. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с положением о ней, утверждаемым главой администрации города или населенного пункта.
3 3.2. Основными задачами зоологической комиссии являются:
организация разработки местных норм и правил, программ, проектов и мероприятий в сфере содержания животных;
организация и координация мониторинга состояния объектов содержания животных, сбора и обобщения данных, обмена информацией и обеспечения доступа к ней заинтересованных лиц;
подготовка заключений и предложений по вопросам содержания животных (в т.ч. соблюдения законности при обращении с животными);
утверждение списков потенциально опасных животных, требующих особых условий и ограничении содержания;
создание в населенных пунктах единой системы учёта животных, осуществление общего контроля за полнотой их учета и регистрации;
подготовка и согласование материалов по тематике содержания животных для публикации (издания) и распространения их в населенных пунктах.
3.3.3. Обязанности по организации комиссии и обеспечению её работы возлагаются на одного из заместителей главы администрации города или района.
3.4. В целях обеспечения санитарно-ветеринарного и экологического контроля на территориях городов и районов, обеспечения необходимой информацией органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц, в рамках единой системы зоологического учета осуществляется обязательный мониторинг (учет и регистрация) состояния объектов и субъектов содержания животных.
3.4.1. Обязательному кадастровому учету подлежат все группы позвоночных животных в порядке, определяемом совместно с территориальными органами Минприроды Республики Саха (Якутия). Особому учету подлежат потенциально опасные животные.
3.4.2. Регистрацию животных осуществляют следующие организации образующие единую систему учета:
местные жилищно-эксплуатационные организации - выявление и первичный учет собак, кошек и экзотических животных, содержащихся в жилом фонде (кроме частного сектора) и на подведомственной территории. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в головное предприятие ЖКХ для последующего представления в зоологические комиссии на местах;
органы государственного ветеринарного надзора совместно с администрациями городов и районов - выявление и первичный учет животных в частном секторе. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в зоологическую комиссию;
ветеринарные учреждения - регистрацию собак (независимо от породы и их использования), кошек, экзотических животных Владельцу выдается регистрационное удостоверение и номерной жетон;
клубы собаководства - регистрацию племенных собак выставочных пород, имеющих родословные документы;
абзац 5 исключен - постановление Правительства РС(Я) от 21.12.04 N 644
специализированные муниципальные службы по отлову и временному содержанию безнадзорных животных и общественные организации по защите животных - регистрацию (при необходимости метят) бесхозных собак. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в (оологическую комиссию.
3.4.3. Периодичность и полнота проведения работ по учету объектов содержания животных определяются экологическими службами администраций городов и районов.
3.4.4. Результаты учета и регистрации животных подлежат специальному анализу, обработке соответствующими ведомствами и представлению в зоологическую комиссию в форме ежегодных отчетов о состоянии дел в сфере содержания животных, а также в форме справок по мере запроса.
3.4.5. Сведения об учете и регистрации животных являются открытыми и бесплатными для всех организаций, входящих в единую систему. Данные организации обязаны обмениваться информацией с целью достижения более полного учета и регистрации животных, а также контроля за соблюдением настоящих правил.
3.4.6. Администрациями городов и улусов, по предложениям зоологических комиссий и с учетом возможностей бюджета городов и улусов, с целью пропаганды знаний в сфере содержания животных, воспитания гуманного отношения к животным: