Доминирующим принципом производственной деятельности предприятий алмазообрабатывающей отрасли должно стать подчинение интересов производства интересам сбыта продукции не только в Республике Саха (Якутия), но и в России и за рубежом. В частности, производство ювелирных изделий с бриллиантами должно максимально учитывать региональную и национальную специфику потребления, что предопределяет необходимость всемерного усиления маркетинговых исследований перед производственным циклом.
1. Для эффективного функционирования единой гибкой системы финансово-экономической системы внутри каждого предприятия и достижения высокой рентабельности совокупной деятельности всех его звеньев (цехов) целесообразно в составе некоторых гранильных заводов организовать собственные ювелирные производства.
2. Необходимо наладить партнерские связи с российскими ювелирными предприятиями, создать разветвленную сбытовую сеть внутри Российской Федерации и в странах СНГ.
3. Для создания условий функционирования полноценного рынка, обеспечивающего свободную торговлю бриллиантами и ювелирными изделиями, необходимо устранить главное препятствие к этому - квотирование и лицензирование экспорта.
4. Для повышения конкурентоспособности отечественных ювелирных изделий на внутреннем и внешнем рынках необходимо исключить стоимость (цену) драгоценных металлов и драгоценных камней из налогооблагаемой базы при расчете налогов, исчисляемых от объемов реализации продукции (налог на содержание жилищного фонда, налог на пользователей автодорог и др.).
5. В целях государственной поддержки производителей бриллиантов и ювелирных изделий необходимо установить плату налогов "по оплате", а не "по отгрузке" продукции.
6. Для расширения оборота продукции предприятий алмазообрабатывающей отрасли внутри страны целесообразно отменить НДС на продажу драгоценных металлов и драгоценных камней промышленным потребителям.
7. Для создания и расширения устойчивых каналов сбыта продукции целесообразно участие алмазообрабатывающих предприятий в соответствующих торговых структурах АК "АЛРОСА" в зарубежных странах, что в перспективе будет содействовать самостоятельному выходу этих предприятий на мировой алмазный рынок.
8. В целях обеспечения свободного маневра производителей при сбыте продукции следует отменить государственное регулирование цен на бриллианты, продаваемые на внутреннем рынке, используя прейскурант цен только в целях налогообложения и для операций купли-продажи бриллиантов Государственным фондом или Гохраном.
9. Достаточно стабильная конъюнктура мирового рынка бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантовыми вставками, а также обязательство "Эксимбанка" США в приобретении производимых АК "АЛРОСА" бриллиантов являются надежной гарантией организации в Компании своего собственного ограночного производства и сбыта бриллиантов. Одновременно данное положение послужит гарантом получения Компанией инвестиций на развитие производства.
На предприятии по изготовлению бриллиантов - "Бриллианты АЛРОСА" будет занято 450-500 человек с учетом служб маркетинга и реализации. Чистая прибыль составит 130-140 млн. рублей в год, коммерческая рентабельность - на уровне 3,7-4,2%, внутренняя норма рентабельности - 6,0-9,5%. В 1999 г. АК "АЛРОСА" произведено 19,5 тыс. карат бриллиантов на сумму 45,5 млн. долл., из них реализовано - 41,9 млн. долл. при валютной эффективности - 1,3.
Таким образом, суммарная продукция собственного ограночного производства АК "АЛРОСА" составит в 2006 году 141,2 млн. долл., что сопоставимо с мощностью крупного Смоленского завода "Кристалл", выпустившего продукцию (бриллианты) в 2001 г. в сумме около 200 млн. долларов. Кроме того, АК "АЛРОСА" в 2000 г. приняла участие в учреждении гранильного предприятия в г. Орле - ООО "Орел-АЛРОСА" с долей Компании в уставном капитале в размере 51%. В июле 2000 г. АК "АЛРОСА" и Смоленское ПО "Кристалл" заключили соглашение о проведении совместной политики, направленной на 2-х кратное увеличение выпуска бриллиантов, повышение эффективности производства и сбыта продукции, а также на защиту своих позиций на внутреннем и мировом алмазно-бриллиантовом рынках.
10. Для существенного увеличения мощности алмазогранильного и ювелирного производства в Республике Саха (Якутия) целесообразно построить в 2001-2005 г.г. с участием АК "АЛРОСА" крупный алмазогранильный завод в г. Якутске мощностью 140-150 млн. долл. США. Актуальность строительства данного завода усиливается в связи с отказом ТНК "Де Бирс" от монополии на торговлю ювелирными алмазами, обусловливающим намного расширить сырьевую базу гранильных предприятий России, в т.ч. РС(Я). Создание крупного гранильного завода на основе использования последних достижений НТП в мире позволит повысить гранильное производство республики на качественно новый уровень, намного отличный от существующего в настоящее время.
11. Для повышения эффективности АБК необходимо усилить роль академической (в т.ч. экономической) и вузовской науки Республики Саха (Якутия) в научно-исследовательских работах, выполняемых для АК "АЛРОСА".